logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения

57

нальные модели телескопов. Были изучены оптические свойства раз­ных линз, вычислены фокусные расстояния. В-третьих, были изобре­тены светочувствительные материалы, фиксирующие изображение.

Первенство в изобретении фотографии и получении снимков ос­паривают три человека: французы Жозеф Нисефор Ньепс и Луи Жак Манде Дагер и англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот (Толбот). Са­мые ранние фотографии изображения (гелио­графия) получил в 1826 г. Ньепс. Оловянную пластинку он покрыл асфальтовым лаком на ла­вандовом масле, который под воздействием све­та твердеет и делается нерастворимым в воде. Части, подверженные воздействию света, за­твердевали, а на тех, что были в тени, материал сохранял способность растворяться в воде. Вре­мя экспозиции достигало 8 часов.

Рис. 10 Фотоаппарат Л.Ж. Дагера на штативе.

1830-е

В 1839 г. Дагер, художник-декоратор, исполь­зуя опыты Ньепса, разработал первый практиче­ски пригодный способ фотографирования — дагеротипию. Его фотоаппарат состоял из двух аккуратно подогнанных друг к другу деревянных коробок, одна из которых могла двигаться внут­ри другой. Объектив прикреплялся к неподвиж­ной части, а двигалась посеребренная пластинка, изменяя расстоя­ние, необходимое для фокусировки (рис. 10).

При всех достоинствах дагеротипа — точности в передаче изобра­жения, относительной доступности — копировать его было невоз­можно, картинка была зеркальной, рассматривать ее можно было только при боковом свете.

В 1814 г. Тальбот изобрел негативно-позитивный процесс (калоти-пия). Ему же принадлежит первенство в изобретении оптического увеличения. С одного негатива стало возможным делать множество отпечатков. Книга Тальбота «Зарисовки природы» была первым изда­нием с фотографическими иллюстрациями. В 1850-х гг. он запатенто­вал технологию получения растрового изображения на стальных пла­стинах, печатая через сетчатые тканевые растры. Этот метод был предтечей изобретенной в 1880-х гг. цинкографии — перевода полуто­новой картинки в клише для высокой печати.

В 1851 г. английский изобретатель Фредерик Арчер опубликовал описание процесса, которому суждено было заменить и дагеротипию,

и калотипию. В нем использовалась эмульсия, содержащая соли сере­бра и нанесенная на подложку из коллодия (раствора нитроцеллюло­зы в смеси спирта с эфиром). Этот процесс получил название мокро-коллодионного, так как снимать приходилось, пока чувствительный слой был влажным.

И лишь после изобретения английским врачом и фотографом-лю­бителем Ричардом Мадоксом броможелатиновых эмульсий (1871) стало возможным высушивать фотоматериал т.е. готовить его заранее и экспонировать в сухом виде. Этот метод, существенно усовершенст­вованный и доработанный, используется и поныне1.

Первые шаги фотоискусства. Фотоателье как театр и галерея

Среди первых дагеротипов преобладали пейзажи и натюрморты (жан­ровая структура и терминология в фотографии были заимствованы из области изящных искусств). Из-за несовершенства оптики и фотома­териала фотографируемому приходилось сидеть неподвижно 15— 20 минут под лучами солнца. Чтобы облегчить участь модели, были придуманы подпорки для спины и рук, а также «головодержатели» — специальные захваты для головы. С появлением нового объектива и применением брома вместо йода выдержку удалось сократить до 15— 20 секунд. Поэтому 1841 год можно считать временем рождения пор­третной фотографии. С этого момента число фотоателье резко возра­стает. По данным отдела гелиографии Промышленной выставки 1849 г. в Париже, в то время ежегодно выполнялось до 100 тыс. даге­ротипных портретов.

Дагеротипы были, как правило, небольшими. Иногда их оправля­ли наподобие драгоценных живописных миниатюр в кулоны, неболь­шие рамочки, вирировали золотом, раскрашивали. Для хранения ис­пользовали закрытые предохраняющие от света и окисления на воздухе футляры (нередко обитые бархатом изнутри).

Период мокроколлодионного способа — 1851 — 1880 гг. — стал рас­цветом портретной студийной фотографии. Почти все фотографы-профессионалы в те годы были преимущественно художниками, граверами, литографами, т.е. людьми, знакомыми с искусством и при­емами композиции, освещения, принятыми в живописи.

1 См.: Оксфордская иллюстрированная энциклопедия: В 9 т. М., 2000. Т. 6. С. 361.