Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 47
Девятнадцатый век обогнал восемнадцатый по числу изобретений, и многими вещами, появившимися на свет в то время, мы продолжаем пользоваться и поныне: консервы (1811), метроном (1812), стетоскоп (1815), театральный бинокль (1824), спички (1827), фотография (1826, 1837), лифт (1829), велосипед (1839), почтовая марка (1840), двигатель внутреннего сгорания (1856), швейная машинка (1858), почтовая открытка (1861), телефон, джинсы (1876), кока-кола (1886), граммофон (1888), целлулоидная фотопленка «Кодак» (1889), такси (1896), застежка-молния (1893) и т.д.
Какие-то новинки были чисто компоновочного характера — изобретатель или дизайнер просто взял имеющиеся детали и заново их соединил. Так ролики от рояля родили роликовые коньки (1760), так появились бутерброд — два кусочка хлеба с начинкой (1762) и троллейбус — автомобиль с электродвигателем (1882). Огромный пароход «Грейт Истерн», построенный в Англии в середине XIX в. по проекту инженера Изамбара Кингдома Брунела, был еще оснащен парусным вооружением как резервным видом тяги. Это судно — соединение огромного многомачтового парусника из металла с паровой машиной и гигантскими гребными колесами по бокам.
Бывает, что новые веши рождаются чисто организационным путем. Например, такси — это обычный автомобиль в роли извозчика. Какие-то вещи невозможны без более решительной переделки деталей и их соединения в работающую конструкцию. К ним относятся вещи — родоначальники целых семейств и классов: телефоны, фотоаппараты, велосипеды, автомобили, самолеты. Инженер, часто сам того не ведая, выполнял и роль дизайнера, поскольку ему предстояло дать новой конструкции некий внешний вид. Иногда внешняя форма выглядела вполне естественно, иногда, как в случае с первым автомобилем, получалась карета без лошади.
В конце XIX в. велосипед был уже популярным видом транспорта. Упрощение его формы и конструкции стало итогом экспериментов и проб. В архивах патентных бюро сохранилось множество вариантов конструкций и способов использования велосипедов. Тут не только двухколесные, но и трех- и четырехколесные, воздушные и водные велосипеды, велодрезины для железнодорожных рабочих, велосипеды с ручным приводом.
А начиналось все с двухколесных деревянных самокатов. В 1801 г. крепостной крестьянин Ефим Артамонов приехал на своем двухколесном железном «коне» из Екатеринбурга в Москву на коронацию Александра I. Получил вольную и уехал обратно. В 1817 г. в Германии Карл фон Дрейс соединил перекладиной два колеса, стоящие друг за другом. Сидя верхом, можно было передвигаться, отталкиваясь поочередно ногами. Такой экипаж использовался для развлечений и получил название «hobby-horse» — конек. Шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан в 1839 г. разъезжал на изобретенном им металлическом велосипеде с кривошипно-шатунной передачей.
Рис. 9 Посадка на велосипед «паук». 1879
Первые велосипеды с вращающимися педалями появились во Франции, а в 1860-х гг. получили распространение велосипеды с огромным передним колесом, известные в России под названием «паук», а в Англии — «penny-farthing» (четверть пенни). Их пропорции диктовались функциональными особенностями. Скорость передвижения зависела не только от быстроты вращения педалей, но и от размера колеса. Большое колесо за один оборот проезжало большее расстояние. Диаметр колеса, определяемый скоростью, при которой велосипед обретал устойчивость, а также длиной ног велосипедиста, достигал 120—130 см. Велосипедист, таким образом, сидел на высоте около полутора метров. Для того чтобы оседлать машину, требовалось разогнать ее, а затем по ступеньке над задним маленьким колесом быстро вскочить на ходу на сиденье, поймав ногами вращающиеся педали (рис. 9). В австрийской армии была даже предпринята попытка создать специальные велосипедные войска на «пауках».
На смену этой конструкции в 1870-е гг. пришел велосипед Джона Кемпа Старли из Ковентри. Наиболее удачная его модель — «Ровэр» (1885) — предшественник современного велосипеда. В ней были усовершенствованы некоторые элементы. Во-первых, педали, закрепленные на оси ведущего колеса, заменила цепная передача. Это позволило уменьшить диаметр колес, сделать их равными и опустить седло. Посадка стала более удобной, безопасной. Во-вторых, вместо стальной дуги Старли установил ромбовидную раму. Причем с нача-
- 052400 Дизайн
- Часть I
- Глава 1
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть 1. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Часть 1. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 37
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 39
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 41
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство..
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 45
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 47
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 49
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть II
- Глава 1
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- XIX в. Портретируемые
- Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование 65
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование 69
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Часть III
- Глава 1
- 1914—1924. Обложка.
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Глава 2
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Глава 3
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Часть IV
- Глава 1
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Глава I. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Часть IV. У истоков функиион&пизма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- 1925. Аксонометрия
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Глава 4
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Глава 5
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Часть V
- Глава 1
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 1. Скандинавский функционализм
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 1. Скандинавский функционализм
- Глава 1. Скандинавский функционализм
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Глава 2
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятел!
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Глава 3
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобачьное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национатьные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5. Дизайн на французский манер
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5. Дизайн на французский манер
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5. Дизайн на французский манер
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вил спорта
- Глава 6
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура 267
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура 269
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Часть I
- 101000, Москва, Лубянский пр-д, д. 7, стр. 1.