logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 1. Скандинавский функционализм

201

Эстетика дома

Общая для многих стран тенденция рационализма, внимание к быто­вому дизайну ярче всего заявили о себе в Скандинавских странах еще в 1920-1930-х гг.

В то время как в 1920-х гг. в Германии, Голландии, России, Италии и Франции складывшшсь центры нового стиля, на севере Европы дизайн развивался в русле традиционного декоративно-прикладного искусства и инженерно-технического конструирования. Книга Г. Паулссона «Эс­тетика домашней утвари», вышедшая в Стокгольме в 1919 г., была пер­вым изданием, посвященным проблемам стиля, промышленного ис­кусства и дизайна. Идея этой книги: вещам должна быть придана форма, отражающая технические и технологические особенности производства, и не нужно имитировать стили предыдущих эпох и из­делия ремесленника. Форма должна возникнуть из фундаментальной потребности в честности. Простота и красота станут основой эстети­ки вещи, рассчитанной на массового потребителя.

Оставалось неясным лишь одно: кто же будет заниматься дизай­ном этих изделий? Художники Скандинавских стран по-своему от­кликнулись на европейское «Движение искусств и ремесел», затем подхватили эстетику и формы стиля модерн. Но все это сводилось к облагораживанию домашнего ландшафта. Телефоны, утюги, пылесо­сы и другие предметы быта пока еще рассматривались как что-то внешнее, чисто техническое.

В 1917 и 1920 гг. прошли две выставки, посвященные жилищу. Для первой, открывшейся в Стокгольме, художникам были заказаны про­екты изделий для производства на ткацких фабриках, стекольных и керамических заводах. Выставка послужила сигналом и образцом для создания изделий, позже ставших известными как «современный шведский стиль». Вторая выставка — «Новый дом», — устроенная на окраине Осло, представила малогабаритные двухкомнатные кварти­ры с недорогой меблировкой и полной обстановкой, рассчитанной на массовое производство.

Эти события, равно как и попытки Каре Клинта, дизайнера из Ко­пенгагена, найти объективные закономерности построения промыш­ленной формы в мебели, определили критерии дизайна, «правиль­ной», рациональной, логически объяснимой формы, формы, выразительность которой заключалась бы в пропорциях, соотноше­ниях, ясности структуры.

Фирма Луи Пулсена в 1926 г. начинает выпуск настольной лам­пы — лишенной декора, с абсолютно ясной структурой. Ее автор — дизайнер Пул Хенингсен — считал анахронизмом украшение совре­менных осветительных приборов алебастровыми деталями, имитиру­ющими подсвечник. Большую часть времени проектирования он от­вел на расчеты формы абажура, добиваясь наиболее комфортного светового потока. Датский дизайнер Эйнар Кор в 1928 г. в содружест­ве с санинспектором Ридтером проектирует столовые приборы для больниц. Выполненные из цельного куска листового металла, они должны были отвечать трем условиям: легко стерилизоваться, дешево стоить и иметь гармоничный облик.

Традиционные и новые материалы

В 1930 г. Алвар Аалто, финский архитектор, скульптор, художник и дизайнер, начинает эксперименты по созданию совершенно нового типа мебели на основе клееной фанеры, изогнутой по шаблонам. Ког­да-то эту технологию использовали на фабрике Тонета. Но, в отличие от канонического стула на ножках Тонета, стулья и кресла Аалто ско­рее представляли собой пространственную композицию на тему плав­но изогнутых плоскостей (рис. 52). Они демонстрировали, что совре­менность в мебели совсем необязательно связывать с металлическим трубчатым каркасом. Березовый шпон — «родной» материал для Финляндии. В результате у этой мебели получился своеобразный «скандинавский» облик.

Рис. 52

А. Аалто. Кресло для санатория

«Паймио». Клееная фанера.

1928—1935

В 1931 г. шведская компания по вы­пуску электротехнических изделий («Elektric Bureau Company of Oslo») вы­пустила первый телефон с бакелитовым корпусом. Формование корпуса и труб­ки из бакелита позволяло заменить три трудоемкие и тонкие операции по мон­тажу электрической схемы, наборного диска и микрофона с наушником всего одним технологическим процессом — формованием с уже заготовленными гнездами для начинки. Ранее телефон приходилось семь раз покрывать крас-

202