logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 4. Русский модерн: поиски стиля

95

В

Модерн и интерьер, европейский вариант

Европейская модель русского модерна складывается почти одновре­менно с национально-романтической. Этап готической стилизации присутствовал и здесь, нередко в буквальных цитатах (например, в московских особняках З.Г. Морозовой на Спиридоновке и А.В. Моро­зова во Введенском переулке, построенных Ф.О. Шехтелем в конце XIX в.).

Частный особняк превращается в таинственный замок. «Постепен­ное размывание четкой границы между архитектурой и скульптурой, между функцией и украшением, реальной действительностью и фан­тазией уже во многом близко к эстетике модерна» [Борисова, Стернин, с. 150]. В двух упомянутых постройках все элементы интерьера можно было бы включить в «словарь» готических мотивов. Грифоны как про­должение линий перил или столбов на лестнице, опутывающие уста­новленные на высоких стойках электрические светильники, выраста­ющие из потолка люстры, мотивы ажурных стрельчатых арок в спинках стульев. Шехтель работает с пространством как скульптор, как театральный декоратор.

Он обыгрывает скульптурно ту же идею доминанты лестницы в композиции пространства, которую реализовал В. Орта в особняке Тасселя в Брюсселе в 1893 г. Но Орта пользовался скорее графически­ми средствами, Шехтель — объемно-пластическими. Пластическая тема здесь — мотив волны.

В формах здания Ярославского вокзала в Москве (1902) преоблада­ет новый стиль, а элементы национальной архитектуры используются как подчиненные. Творчество Шехтеля, а также таких архитекторов, как Г.К. Олтаржевский и Л.Н. Кекушев, можно отнести к «западной» версии русского модерна.

Московский архитектурный модерн реализовался в жанре особня­ка и доходного дома. Каждый архитектор включал в число объектов и элементы внутреннего убранства дома: дверные ручки, отделку стен, камины, интерьеры библиотек, гостиных и особенно лестницы. Зада­ча модерна в интерьере — «приладиться прямо к жизни и создать для современного человека ту обстановку, в которой заботы его станови­лись бы легче, отдых возможнее, а жизнь уютнее и отраднее»1.

1 Дягилев СП. Современное искусство // В кн.: Сергей Дягилев и русское искусст­во. М„ 1982. Т. 1.С. 164.

Время позднего модерна в Москве связано с элементами неоклас­сики. Примерами могут служить здания Шехтеля 1907—1909 г. — ти­пография газеты «Утро России» в Страстном проезде (Б. Путинков­ский переулок) и Торговый дом Московского купеческого общества в Малом Черкасском переулке. Привычные экспрессивные витые фор­мы исчезают, сменяясь классическими элементами. Однако колонны играют роль скорее выведенного на фасад каркаса сооружения, неже­ли намекают на строгую ордерную систему. Эта классика с миниму­мом элементов классической архитектуры. Ее выразительность осно­вана на пропорционировании деталей.

Работы И.С. Кузнецова — Деловой двор на Варваринской (ныне Славянской) площади — это целый разветвленный комплекс с про­думанной системой транспортировки и хранения товаров, с подва­лами и внутренними дворами. Конструкция начинает играть роль орнамента, а орнамент — конструкции. Аналогичным образом вы­полнена и мебель архитектора И.А. Фомина, приближающаяся к не­оклассике.

Поздний модерн трансформируется в сторону неоклассики, геоме­тричности, лаконичности так, как это происходило в работах Макин­тоша или Венских мастерских.

В начале 1900-х гг. мебель и обстановка в стиле модерн редко встречались в жилых домах и особняках. Заказчики среднего достатка и выше предпочитали проверенные, классические образцы. В магази­нах можно было заказать не только планировку, но и развертку стен, мебель по специальным проектам.

В новом стиле обычно обставлялись банки, гостиницы, фабрич­ные и заводские конторы, больницы, почтовые отделения, т.е. обще­ственные учреждения, где была востребована простота, ясность, ги­гиеничность.

В начале XX в. прошли две выставки, решавшие общую задачу — показать широкому зрителю возможности нового стиля в создании интерьера.

Первая — «Архитектура и художественные ремесела нового сти­ля» — состоялась в Москве в декабре 1902 г. В ней, в частности, участ­вовали: Ч.Р. Макинтош, Й. Ольбрих, Е.Д. Поленова, И.А. Фомин. Мебель Макинтоша экспонировалась в отдельном выгороженном ин­терьере, имитировавшем реальную обстановку дома. Мебель Фомина во многом похожа на мебель Макинтоша: минимум декора, геометри­зация форм, впечатление спокойной созерцательности. В то же время

96