logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности

правной точки выставку 1851 г. в Лондоне, он исследовал экономиче­скую и техническую базу индустриальной эстетики и представил ре­зультаты своих размышлений в книге «Наука, промышленность и ис­кусство» (1852). Порядок понятий выбран не случайно. «Путь, по которому движется наша промышленность, а вместе с ней и искусст­во, теперь становится ясным: все рассчитывается и делается в расчете на рынок... Неизвестно, где он будет применяться, ничего не извест­но о характере человека, который будет им пользоваться. Следова­тельно, подобный объект должен обходиться без каких бы то ни было особых свойств, специфического цвета, он действительно должен быть способен встроиться в любое окружение»1.

Земпер понимал, что необходимость в рациональном подходе к форме нельзя примирить с дизайном, предназначенным для рынка ипроизводства. «Мы видим, что изобретения уже перестали быть инст­рументом осуществления потребностей или удовольствий. Потребно­сти и удовольствия стали сейчас не чем иным, как способом продажи изобретений»2.

Практический вывод, к которому приходит Земпер: социальные условия в обществе и современное состояние умов должны рассмат­риваться как существенные факторы стилеобразования в архитектуре при условии демократизации общества. Следует поднимать уровень вкуса публики. Необходимы мастерские, коллекции, широкие обсуж­дения для формирования в обществе сознательного отношения к ка­честву промышленных изделий.

Земпер понимал, что приемы художественного творчества, инст­рументы и технологии ремесленников не пригодны для решения про­блем промышленного дизайна. Технологии резания, литья, вулкани­зации, гравировки, окраски, существовавшие в то время, должны осознанно использоваться проектировщиками.

Германия — мастерская Европы. Индустриализация в этой стране прошла позже, чем в Британии, но гораздо быстрее и эффективнее. И критический настрой «Движения искусств и ремесел» (о котором речь пойдет в следующей главе) здесь проявился не в защите ремес­ленных образцов, а в развитии рационально-технологического фор­мообразования.

1Semper G. Wissenschaft, Industrie und Kunst. Brunswick, 1852 // The Dominion of Design. History of Industrial Design. 1919—1990. Milan, 1991.

2 Ibid.

Глава З. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 51

По-иному подходили к теории промышленного искусства инже­неры. Попытки создать теорию конструирования предпринималисьдавно. Уже в трудах Леонардо да Винчи есть элементы теории изоб­ретательства. Сочинение немецкого инженера Франца Рело «О сти­ле в машиностроении» (1862) касалось теории взаимоотношения ис­кусства и техники, принципов формообразования, освобождения технических изделий от функционально неоправданных украшений. Рело выделял два вида форм машин: первый полностью определяет­ся целесообразностью, второй — допускает свободу выбора конст­руктора. Формы машин, полагал Рело, должны создаваться по ана­логии с архитектурой.

В конце XIX в. в России было популярно переведенное на русский язык его справочное руководство «Конструктор» (1878), в котором ав­тор, «рассматривая различные части машин, дает не только их техни­ческое описание, но и рекомендации по их формообразованию. В конструкцию некоторых из них он настоятельно рекомендует вво­дить архитектурные мотивы. Капители металлических колонн, ино­гда входящих в устои машин или служащих опорами для подшипни­ков, Рело предлагал делать в виде римско-греческой, нормандской или упрощенной готической капители. Иногда он советует исполь­зовать в технике даже коринфские капители "простой и грациозной формы"» [Гизе, 1978. С. 231-232].

Промышленная революция вызвала не только организационное вычленение проектирования как самостоятельного этапа в создании продукции, но и стимулировала появление теорий промышленного искусства, философско-эстетических концепций. Одним из итогов промышленной революции стало введение единых стандартов — на крепежные детали, проектную документацию, размеры всевозможных комплектующих деталей и оборудования. Выделились четыре основ­ные сферы дизайна: промышленный дизайн, средовой дизайн, дизайн одежды и моды, информационный дизайн. К области промышленного дизайна относятся средства транспорта, станки и технологическое обо­рудование, бытовые вещи, всевозможные устройства связи, коммуни­кации и т.д. К области средового дизайна — дизайн в архитектурной сре­де, интерьерный дизайн, дизайн мебели. Дизайн одежды и моды — это не только костюм и его разновидности, но и аксессуары, ткани. Под информационным дизайном понимается прежде всего графический ди­зайн, визуальные коммуникации, реклама, упаковка, дизайн изданий, Дизайн электронных информационных средств и т.д.

52