logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 37

ния изделий — литер, по степени стандартизации — увязки и соблю­дения размеров, по степени сложности самого процесса книгопечата­ния, распадавшегося на множество взаимосвязанных процессов и операций, этот вид производства вошел в число лидеров. Не случайно с середины XV в., со времен Гутенберга, лучших результатов в созда­нии шрифта и всего комплекса печатной техники добивались люди, знакомые с тайнами металла, высокоточными и тонкими способами его обработки.

Само появление книгопечатания и тиражирования изображений также повлияло на вычленение дизайна в самостоятельную профес­сиональную сферу. Уже с XVI в. известны книги и папки с листами, на которых изображены орнаментальные мотивы. Тонко исполнен­ные гравированные увражи были необходимы мебельщикам, тка­чам, ремесленникам, занимавшимся оформлением интерьеров. Ху­дожник не задумывался о том, в каком конкретном материале, в каком изделии его рисунки будут использованы. Так проектирова­ние, рисование образцов начинает выделяться в самостоятельную профессию.

Подобное разделение проектирования и реализации мы встречаем уже в середине XVII в. в созданной при дворе французского «короля-солнца» Людовика XIV мануфактуре. Она более известна как фабрика гобеленов, однако здесь же производили инструменты, создавали и декорировали кареты и мебель, обучали подмастерьев. Фабрика по­ставляла все необходимое для внутреннего убранства дворца. Снаб­жал рисунками все производство ее директор, придворный художник Шарль Лебрен1.

Проект Петра I

Все реформы Петра I — это грандиозный проект радикального пере­устройства России. За образец была взята Голландия — страна, пере­довая в мореходном и судостроительном деле. Петру импонировало общее ощущение жизни, равенство крестьянской и городской культу­ры, наук и ремесел, искусства и техники, ценность индивидуальной инициативы, изобретательности, относительная самостоятельность и благосостояние городов.

Началом этого проекта стало знаменитое Великое посольство, ког­да три посла — Лефорт, Головин и думный дьяк Прокопий Возницын, а также «Преображенского полка урядник Петр Михайлов» (т.е. сам царь) отправились в Европу. «В центре внимание — мануфактуры, верфи, арсеналы, порты, корабли, крепости, мастерские, монетные дворы, университеты, коллекции, музеи, анатомические театры, ла­боратории, школы, дороги, мосты, средства передвижения»1.

На верфях Ост-Индской компании при участии Петра как кора­бельного плотника был заложен фрегат «Святые апостолы». Через три месяца его спустили на воду. Это был подарок Амстердама Петру, и он тут же переименовал судно в «Амстердам».

В России по указу Петра была переведена на русский язык книга Карла Алларда «Новое галанское корабельное строение глашающее совершенно чинение корабля». В Голландии суда строили, в основ­ном полагаясь на богатый практический опыт и чутье. Петру же нуж­ны были ясные и твердые правила определения размеров и пропор­ций для того, чтобы самостоятельно строить отечественный флот в России. За знаниями о теории кораблестроения он отправился к анг­лийскому кораблестроителю Чарлзу Бентаму.

Вернувшись в Россию, Петр проводит ряд срочных реформ прак­тически во всех сферах жизни государства. 2 января 1703 г. по его ука­зу выходит первая русская газета — «Ведомости». Редактировал ее сам Петр. Светская полиграфия потребовала реформы шрифта, и в 1708—1710 гг. взамен прежнего церковно-славянского вводится гражданский шрифт, образцом для которого послужили голландские литеры. В Санкт-Петербурге в 1719 г. открывается для всеобщего обозрения Кунсткамера — музей диковин, привезенных Петром из Европы: приборов, моделей, медицинских препаратов. Голландская модель была взята в качестве образца и при создании Академии наук (1724). Здесь под одной крышей работали ученые, изобретатели и ху­дожники, учились переплетному делу и рисованию (вначале она на­зывалась «Академия наук и художеств»), а в Инструментальной пала­те изготовляли и чинили гномоны, чертежные и навигационные инструменты.

Среди изобретателей и инженеров в России XVIII в. наиболее раз­носторонне одаренным был Андрей Константинович Нартов. Он конструировал промышленные, чисто функциональные механизмы и

1 См.: HeskettJ. Industrial Design. London, 1995. P. 12.

L

1 Андреев И. Путешествия Петра I. Диалог культур // Знание — сила. 2004. № 4. С. 86.

38