logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция

211

шпон

Рис. 55

Г. Джексон. Тенденции американского стайлинга. Таблица формально-композиционных признаков направлений. 1962

формам ар деко), аэродинамический, конусный (все вещи имеют тра­пециевидные формы, сужаются к задней стенке), ящичный (стиль проборов из физических лабораторий), скульптурный (пластика поверхностей сложной кривизны). Все эти «стили» трансформирова­лись в самостоятельные композиционно-образные системы, приме­нявшиеся независимо от их уместности и превратившиеся в штампы дизайнерского формообразования.

Новации Лоуи сложились под влиянием творчества Норманна Бел­ла Геддеса — пионера обтекаемых форм. Геддес начинал как сценограф

,^-—^^л'. , (на его счету более 200

'" ■■ f '"*" ^ ^_ спектаклей, в том числе и

Рис. 56

Н.Б. Геддес. Проект гигантского гидросамолета. 1929

в «Метрополитен-Опе­ра»), оформлял витрины универмагов, рассматри­вая их как театральные декорации. В 1932 г. он выпустил книгу «Гори­зонты», в которой помес­тил перспективные про­екты транспортных средств будущего: междугородний двухэтажный автобус, океанский корабль-катамаран, гигантский гидросамолет для полетов над океаном (рис. 56). Все они имели обтекаемую каплеобраз­ную форму.

Источником подобных форм для Геддеса стало творчество немец­кого архитектора Эриха Мендельсона, с которым он был знаком лич­но. В 1921 г. Мендельсон выстроил в Потсдаме здание обсерватории с астрофизической лабораторией, получившее название «Башня Эйн­штейна». Кажется, что ветры сгладили его формы, придав им причуд­ливую пластику. Геддес воспринял это здание, равно как и другие про­екты архитекторов, входивших в немецкую группу «Стеклянная цепь», как предвестие стиля будущего и старался убедить в этом художников и промышленников. Он консультировал проект обтекаемого автомо­биля «Chrysler Airflow» 1934 г. («Крайслер обтекаемый»). Хотя эта мо­дель, усиленно рекламируемая как современная, удобная и простор­ная, не имела коммерческого успеха, но аэродинамика уже входила в моду. Даже на холодильниках и радиоприемниках появляются скруг­ленные углы и горизонтальные полоски, напоминающие о скорости.

В 1939/40 г. в Нью-Йорке состоялась Всемирная выставка. В павиль­оне «Дженерал моторе» со сглаженными формами, спроектированном Геддесом, размещалась его же «Футурама»: грандиозный макет Манхэт-тена с развязками автомобильных дорог и скругленными башнями. В выставке участвовали и два других представителя первого поколения американских дизайнеров: Вальтер Тиг был членом Дизайнерского со­вета выставки, Генри Дрейфус проектировал павильон «Демократия».

Перед вступлением США во Вторую мировую войну Эллиотт Ной-ес, в будущем главный дизайнер компании IBM, а тогда заведующий отделом дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке, орга­низовал конкурс «Органический дизайн в домашней мебели». В нем участвовали многие известные художники. Первый приз получили Чарлз Имс за серию стульев из гнутой фанеры и Эро Сааринен — за ламинированные стулья. Выставка стала предвестием стиля 1950-х гг.

«Американская мечта» и автомобиль

В американской цивилизации есть вещи культовые. Среди них — су­пермаркеты и автомобили. Автомобиль — постоянная тема для живо­писи, графики, фотографии, кино и дизайна. В 1950-х гг. оформилась «американская мечта»: стандартный набор предметов и благ, которые ассоциируются со счастливым, удачным образом жизни. Послевоен­ная Америка открыла для себя ценность мирной жизни. Гигантские расстояния можно преодолеть при помощи огромных и прожорливых

212