logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей

17

кояткам. Столетиями выбирались единственно возможный угол на­клона рубила, форма и длина рукоятки, расположение центра тяжес­ти. В результате наклон угла режущей кромки и изгиб рукоятки сов­падают с траекторией и кинематикой движения руки. Тем же объясняется и характерный изгиб серпа или косы.

Инструменты демонстрируют фундаментальный принцип дизай­нерского проектирования — отношение к вещи как к продолжению тела человека, позволяющему преодолевать наши «несовершенства». Ложка или черпак — это сложенная лодочкой ладонь, топор — острый предмет, зажатый в руке, сеть — переплетенные пальцы двух рук, оч­ки — дополнительные глаза, ходули — продолжение ног. Этот тезис функциональной антропологии был интерпретирован французскими учеными еще в 1960-е гг.1

Инструментальная функция вещи определяет специфику ее фор­мы и конструкцию. Но привычки и потребности меняются, и потому иногда трудно установить способы употребления и назначение старинных вещей. Как менялись традиции и условия жизни на протя­жении веков, можно проследить на примере обыкновенных столовых приборов. У некоторых ножей и вилок XVI в. к рукоятке прикрепле­ны на первый взгляд совершенно бесполезные «ножки», приподни­мающие их на 5—7 см над поверхностью стола. Иногда «ножки» были даже складными, т.е. убирались в ручку. Благодаря таким приспособ­лениям можно было быстро взять вилку и нож, не запачкав стол или руки. Уже в последующие эпохи для этой же цели применялись спе­циальные подставки.

Изготавливались и дорожные столовые приборы, которые знать возила с собой. Минимальный набор состоял из вилки, на которую при помощи трех дополнительных «ушек» можно было насадить чер­пак от ложки (юг Германии, XVII в.). Все эти предметы, богато орна­ментированные на библейские сюжеты, иногда превращались в на­стоящие маленькие скульптуры.

Дорожный набор настоятеля собора (Германия, конец XVIII в.) в соответствии с принятым в те годы уровнем комфорта насчитывал 140 предметов, куда входили туалетные принадлежности, посуда и столовые приборы, косметика, ножницы и щипцы, сосуды с солью, сахаром и специями. Можно вспомнить и подробно описанную Н.В. Гоголем в «Мертвых душах» дорожную шкатулку Чичикова с

1 См.: Volli U. The rishness of ambiguity // Stileindustria. 1996. № 8. P. 54.

множеством отделений и ящичков для туалетных и письменных при­ надлежностей. I — ■

Челябинская государственная

академия культуры и искусств

Вещи как связующее звено между лку ручная библиотека

Кроме функции инструментальной вещи выполняют не менее важ­ные для человека коммуникативные, информационно-статусные (от родовых знаков и гербов до знаков различий, эмблем, систем информации и коммуникации), эмоционально-психологические и магические функции. В.Ф. Сидоренко, один из ведущих теоретиков дизайна в России, обозначил комплекс этих функций как интегра-тивный1.

К примерам чисто магического дизайна можно отнести татуиров­ку, обрядовые маски и костюмы, орнаменты на воротниках и подоле, препятствующие проникновению злых духов под одежду. Магичес­кая, волшебная функция столь же психологически реальна и потому требует для своего воплощения соответствующих средств — цветогра­фических, орнаментальных, структурных, изобразительных, симво­лических и т.д. Предмет, наделенный полезной рабочей функцией и неким магическим содержанием, становится уже не просто предме­том, а коммуникативным инструментом, его использование связано с ритуалами для посвященных.

Особое место среди объектов протодизайна занимают лодки: вы­долбленные из ствола дерева катамараны и тримараны (лодка с при­вязанными по бокам поплавками), конструкция которых позволяет при довольно больших парусах сохранять устойчивость. Аналогич­ные конструкции стали использоваться в легких судах Европы лишь в XX в. Долбленые стволы служат и в качестве сигнальных бараба­нов. Причем барабаны такой же конструкции встречаются и у пле­мен Заира, и у папуасов Новой Гвинеи. Это ствол, вырезанный в форме тела какого-либо священного животного, с выдолбленной се­рединой и прорезью в верхней части. Обычно он устанавливается на невысоких опорах. Два типа колотушек дают различные звуковые тона. Для передачи сообщений существует система кодировки, ос-

1 См.: Сидоренко В.Ф. Методика художественного конструирования. М., 1983. С. 47. Помимо инструментальной и интегративной функций вещи здесь представлены две другие: адаптивная (т.е. защитная, вещь-помощник) и результативная (вещь как резуль­тат определенного планирования развития той или иной проектной ситуации).

18