logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 45

шенно не отвечала требованиям организации пространства и транс­портных услуг. Новая модель вагона с единым пространством пришла из США и была внедрена на Вюртембергских железных дорогах в 1846 г. И хотя эта планировка очень медленно приживалась в Европе, тем не менее она сохраняется как основополагающая для всех видов общественного транспорта: два входа-выхода по концам вагона, раз­мещение сидений двумя параллельными рядами, небольшие более свободные пространства у обоих входов образуют как бы прихожие. Этот принцип позволяет рационально использовать пространство, обеспечивает каждому комфортную зону и в то же время допускает свободу перемещения по салону.

Конструкция вагона, так же как и судна, основана на модульнойкаркасной структуре, которая, собственно, и является несущей ра­мой. Каркас обшивается наружной оболочкой, его основные члене­ния определяют внешнюю форму: размещение и высоту оконных проемов, габариты панелей и т.д.

Железные дороги широко внедряли то, что можно назвать корпо­ративным стилем. Билеты, кассы, информационные табло, цвет, уни­форма служащих — все это было естественным и необходимым для слаженной работы всего механизма. Для прусских железных дорог в 1883 г. был разработан даже единый шрифт на основе безотсечного гротеска.

Точно так же и униформа в системе почты, ее сквозные атрибу­ты — эмблемы, марки, почтовые ящики и т.д. — служат для различе­ния среди других организаций. Именно эти службы можно считать первыми крупными системными объектами дизайна, объектами ин­фраструктуры, т.е. такой системы, которая в любом месте предостав­ляет одинаковый набор услуг и позволяет потребителю попасть в лю­бую точку своей инфраструктуры.

Изобретательский бум

Дизайн имеет много общего с изобретательством. И основное за­ключается в методе компоновки, соединения несоединимых ранее деталей, устройств, эффектов для создания нового целостного ор­ганизма.

В XVIII—XIX вв. возникло множество совершенно новых вещей — и обиходных, бытовых, и в сфере транспортных средств. Но именно

46