logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 41

Крыша также монтировалась из стандартных деталей. Для их сборкии остекления применялись даже специальные тележки, которые пере­двигались по ребрам жесткости. Стабильность конструкции стен до­стигалась за счет стальных растяжек, связывавших прямоугольные секции здания по диагонали.

Разумеется, спроектировать подобное здание, не имея опыта со­здания аналогичных построек, невозможно. Пакстон еще лет за пятнадцать до постройки Хрустального дворца использовал ребри­стые крыши с наклонными листами стекла при проектировании теплиц и оранжерей. Наклон был необходим для того, чтобы сол­нечные лучи утром и вечером проходили через стекло перпендику­лярно.

«Хрустальный дворец стал первым в мире большим металлокар-касным зданием и первым зданием со стеклянными стенами. В его конструкции применена не виданная ранее система портальных свя­зей для компенсации возникающих при ветре боковых усилий, и кро­ме того, впервые в мире крупнейшее сооружение было возведено из заранее изготовленных модулей»1.

Это была революция в строительстве: вместо возведения стен — монтаж, вместо неразборной кладки кирпичей или каменных бло­ков — механическая сборка. Хрустальный дворец повлиял не только на развитие архитектуры выставочных павильонов, но и на формиро­вание совершенно нового типа зданий — универмагов и торговых пассажей со свободной планировкой и верхним светом. Рождался но­вый эстетический принцип освоения внутреннего пространства. Сте­ны исчезают, легкость, нематериальность конструкций создает ощу­щение «дворца для сказочного принца», как восторженно писал о постройке Пакстона Уильям Теккерей.

Каждая страна-участница имела на Всемирной выставке свой стенд. Россия выставила каслинское литье, изделия из малахита, на­родные промыслы, учебные работы Строгановского училища техни­ческого рисования. Были и специализированные отделы — паровозов и паровых машин, каретный зал. Собственно, для экспонирования этой крупной техники и возникла необходимость в создании беспро­летных галерей.

По окончании выставки многие экспонаты были закуплены и со­ставили основу лондонского Музея Виктории и Альберта (музея при-

1 Кихлштедт Ф.Т. Указ. соч. С. 71.

42