Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
устройства (например, винторезный станок, токарный и копировальные станки, приводимые в движение ножной педалью, скорострельную батарею из 44 мортирок). С 1736 г. Нартов руководил Инструментальной палатой Академии наук. Ему приходилось проводить экспертизу проектов, самому придумывать механизмы для поднятия тяжелых колоколов на звонницы. Занимаясь также медальерным делом (в те времена большой популярностью пользовались всевозможные памятные медали), Нартов изобрел станок, позволявший вырезать в металле точные копии форм, сделанных в других, более податливых материалах — гипсе, воске. Один из таких станков был подарен Петром I в 1717 г. генеральному управляющему почт и сообщений Франции [см.: Гизе, 1988. С. 68—71].
Станки Нартова сохранились в музеях (в частности, в Эрмитаже) ввиде натурных образцов и на рисунках. По своим формам они напоминают модели архитектурных сооружений. Узнаются архитектурные детали: колонны, основания, карнизы. Тектоника статичных несущих и несомых частей передана при помощи элементов архитектурных форм господствовавших в то время стилей. В этих станках причудливо соединены машинная эстетика и архитектурный декоративный орнамент (рис. 6).
Рис. 6
А.К. Нартов. Проект токарно-
копировального «овалистого» станка.
Из рукописи «Театрум махинарум».
1736—1755
Свои проекты Нартов предлагал издать в виде иллюстрированного альбома с посвящением Петру I. «Театрум махинарум» — так называл он свою рукопись. Но подготовлена она была уже после смерти императора, и проект остался неосуществленным.
Среди последних работ Нартова — станок для изготовления многозаходных винтов с прямоугольной нарезкой. (Аналогичные станки были построены лишь в конце XVIII в. — Джоном Уилкинсоном в США и Генри Модели в Великобритании.) В этом станке уже предполагался механический
- 052400 Дизайн
- Часть I
- Глава 1
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть 1. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Часть 1. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 37
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 39
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 41
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство..
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 45
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 47
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 49
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть II
- Глава 1
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- XIX в. Портретируемые
- Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование 65
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование 69
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Часть III
- Глава 1
- 1914—1924. Обложка.
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Глава 2
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Глава 3
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Часть IV
- Глава 1
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Глава I. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Часть IV. У истоков функиион&пизма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- 1925. Аксонометрия
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Глава 4
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Глава 5
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Часть V
- Глава 1
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 1. Скандинавский функционализм
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 1. Скандинавский функционализм
- Глава 1. Скандинавский функционализм
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Глава 2
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятел!
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Глава 3
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобачьное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национатьные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5. Дизайн на французский манер
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5. Дизайн на французский манер
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5. Дизайн на французский манер
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вил спорта
- Глава 6
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура 267
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура 269
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Часть I
- 101000, Москва, Лубянский пр-д, д. 7, стр. 1.