logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности

устройства (например, винторезный станок, токарный и копироваль­ные станки, приводимые в движение ножной педалью, скорострель­ную батарею из 44 мортирок). С 1736 г. Нартов руководил Инструмен­тальной палатой Академии наук. Ему приходилось проводить экспертизу проектов, самому придумывать механизмы для поднятия тяжелых колоколов на звонницы. Занимаясь также медальерным де­лом (в те времена большой популярностью пользовались всевозмож­ные памятные медали), Нартов изобрел станок, позволявший выре­зать в металле точные копии форм, сделанных в других, более податливых материалах — гипсе, воске. Один из таких станков был подарен Петром I в 1717 г. генеральному управляющему почт и сооб­щений Франции [см.: Гизе, 1988. С. 68—71].

Станки Нартова сохранились в музеях (в частности, в Эрмитаже) ввиде натурных образцов и на рисунках. По своим формам они напо­минают модели архитектурных со­оружений. Узнаются архитектур­ные детали: колонны, основания, карнизы. Тектоника статичных не­сущих и несомых частей передана при помощи элементов архитек­турных форм господствовавших в то время стилей. В этих станках причудливо соединены машинная эстетика и архитектурный декора­тивный орнамент (рис. 6).

Рис. 6

А.К. Нартов. Проект токарно-

копировального «овалистого» станка.

Из рукописи «Театрум махинарум».

1736—1755

Свои проекты Нартов предла­гал издать в виде иллюстрирован­ного альбома с посвящением Пет­ру I. «Театрум махинарум» — так называл он свою рукопись. Но подготовлена она была уже после смерти императора, и проект ос­тался неосуществленным.

Среди последних работ Нарто­ва — станок для изготовления многозаходных винтов с прямо­угольной нарезкой. (Аналогичные станки были построены лишь в конце XVIII в. — Джоном Уилкинсоном в США и Генри Модели в Великобритании.) В этом станке уже предполагался механический