logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 2

Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция

Первое поколение дизайнеров - чародеи формы

Артур Пулос, один из ведущих историков дизайна, считает, что ди­зайн — неотъемлемая часть американского образа жизни. «Соединен­ные Штаты стали первой спроектированной нацией. Они явились на свет в результате последовательности действий людей, которые вы­членяли проблему, а затем решали ее к обшей выгоде. Америка не взя­лась неизвестно откуда — она была спроектирована»1.

Знаменитый принцип архитектуры и дизайна «Форма следует функции» был сформулирован в 1900-х гг. Луисом Генри Салливе-ном — лидером Чикагской школы. Проектируя новые универмаги в Чикаго, он обратил внимание на выразительность конструктивного каркаса здания, который обычно закрывался декоративным фасадом в духе исторических стилей. Салливен заявил, что формы здания должны быть органически связаны с его структурой и внутренней планировкой.

В мастерской Салливена начинал свою творческую карьеру Фрэнк Ллойд Райт — один из величайших американских архитекторов. От Салливена он перенял стремление к органике (создав в дальнейшем особое направление — «органическую архитектуру»), чувство прост­ранства, творческую независимость. Да и сам лозунг «Форма следует функции» наделе оказался не так прост: функции вещей могут быть не

только утилитарными, но и информационными, культурными, знако­выми, символическими, технологическими, даже познавательными.

Философия Райта воплотилась в его концепции идеального дома под названием «Талиесин»1 (правда, этот идеальный дом, построен­ный архитектором для себя, дважды горел и оба раза отстраивался за­ново) и в таких известных постройках, как Дом у Медвежьего ручья (1936) и нью-йоркский Музей Соломона Гуггенхейма (1943—1946). Дом у Медвежьего ручья органично вписан в ландшафт. Формы зда­ния развиваются во всех направлениях, включая в свою композицию ручей, скалы и деревья. Дом выстроен по свободному плану, внутрен­ние помещения как бы перетекают одно в другое. Райт был сторонни­ком единых пространств (в том числе и для офисов), которые он чле­нил на зоны с помощью металлической мебели и невысоких перегородок. Формула архитектуры и дизайна у Райта проста — это торжество воображения над материалами, методами и человеком.

Одним из истоков американского дизайна была реклама. Реклам­ные компании в США уже в начале XIX в. торговали печатными пло­щадями в газетах, журналах, на уличных щитах. В 1920-х гг. художники-графики по заказу рекламных агентств создавали для рекламируемых товаров более привлекательную, «облагороженную» внешность. Пред­ставители первого поколения американских дизайнеров — Лоуи, Дрей­фус, Тиг и Геддесс — были в прошлом художниками рекламы, декора­торами, иллюстраторами моды.

Реймонд Лоуи, один из самых удачливых дизайнеров Америки, приехал в Нью-Йорк из Парижа в 1919 г. Оформлял витрины магази­нов, рисовал для журнала «Харперс». В 1929 г. его назначили арт-ди-ректором электрической компании «Вестингауз», вскоре он открыл собственную фирму. Его ставшая классической работа 1929 г. — пере­делка дупликатора (небольшой печатной машины) для фирмы Гестет-нера. Лоуи закрыл кожухом металлический каркас машины, добавил ящик для бумаги и канцелярских принадлежностей. Машина стала удобнее и безопаснее в эксплуатации, а ее форма — более компактной и плавной. Многие работы Лоуи получили мировую известность, сре­ди них: упаковка для сигарет «Lucky Strike» с двухсторонней этикет­кой, лаконичный логотип компании «Shell», внешний облик между-

1 Pubs A. American Design Ethic: A History of Industrial Design. Цит. по: Dilnot С The State of Design History — Design Discourse. History. Theory. Criticism / Ed. V. Margolin. Chicago; London, 1989. P. 214-215.

' Талиесин — в переводе с валлийского «лучистая бровь». В мифологии валлийских кельтов так звали бога, прославившегося поэтическим талантом и даром пророчества. Это же имя носил один из первых валлийских бардов (VI в.). (Кельтская мифология: Энциклопедия. М„ 2002. С. 360.)

208