logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство..

43

кладного искусства королевы Виктории и принца Альберта, под па­тронажем которого и проходила выставка).

На этой же выставке демонстрировалась продукция Михаэля Тонета, уроженца Боппарда на Рейне, автора технологии и целой гаммы мебели, основанной на конструкциях из гнутой древесины. Свою технологию Тонет запатентовал еще в 1841 г. Его фирма была основана в Вене и за­регистрирована на имя сыновей, потому и получила название «Братья Тонет». В Лондоне Тонет представил уже развернутую серию изделий.

Классический стул № 14 (рис. 8) с 1859 по 1930 г. был продан в ко­личестве 50 млн штук. Транспортировались стулья в разобранном ви­де, причем в 1 куб. м можно было уместить детали для 30 стульев.

Рис. 8 «Потребительский стул» № 14

фирмы «Братья Тонет» в

собранном и разобранном

виде. 1859

Стул легко собирался даже неквалифи­цированным рабочим. Сиденье, четыре ножки, соединительный обруч, дугооб­разная спинка и соединительные детали спинки и сиденья — все это скреплялось при помощи двух типов шурупов: обыч­ных со шлицем и более толстых, с квад­ратной головкой, которые затягивались специальным ключом. Если в процессе эксплуатации стул расшатывался, доста­точно было снова затянуть винты — и он продолжал служить.

Благодаря своей простоте, мини­мальной конструкции, лаконичности стул оказался как бы внестилевым, оди­наково пригодным как для обществен­ных заведений, так и для дома. Тонет разработал большой ассорти­мент изделий, построенных на едином конструктивном принципе — гнутые бамбуковые круглые в сечении детали и плоские фанерные вставки для сидений и спинок: столики, вешалки, кресла-качалки, та­буреты, скамейки, кресла, несколько типов стульев — от элементар­ного № 14 до более дорогих и изысканных.

В год празднования юбилея Французской революции в 1889 г. в Париже открылась Всемирная выставка, уже четвертая во француз­ской столице. Ее постройки и павильоны (прежде всего Галерея ма­шин и Эйфелева башня) произвели не менее ошеломляющее впечат­ление, чем в свое время Хрустальный дворец в Лондоне. Уже немолодой Гюстав Эйфель в то время был известным инженером-

L

мостостроителем. Участвовать в постройке башни — символа выстав­ки он согласился отчасти из-за того, что собирался исследовать во­просы воздухоплавания. И ему как ученому необходим был поли-гон _ высокая точка в городе, где он мог бы испытывать свои модели. За эти годы было освоено производство стальных балок, Европа нако­пила богатый опыт мостостроения. Горизонтальное сооружение Пак-стона стало возможным поставить вертикально.

Транспорт и связь - рационализация и инфраструктура

Первые сигнальные информационные системы появились в Европе на рубеже XVIII—XIX вв. В Батавии на плоском равнинном побережье Северного моря (нынешнее побережье Голландии) в 1798—1800 гг. бы­ли установлены сигнальные мачты с опускающимися и поднимающи­мися флажками в форме секторов окружности. Сообщения кодирова­лись по типу сигналов морского телеграфа. Благодаря этому телеграфу было предотвращено вторжение англичан в Голландию в 1799 г. Не случайно одним из условий Амьенского мира, заключенно­го в 1802 г., была ликвидация телеграфа, который, однако, продолжал действовать, правда в упрощенном варианте, до 1813г.1

В 1802 г. изобретен электрический телеграф, а в 1866 г. телеграф­ный кабель, проложенный по дну Атлантики пароходом «Грейт Ис-терн», соединил Старый и Новый Свет. Газеты, почта и позже теле­граф и телефон сделали мир более синхронизированным, новости в кратчайший срок становились всеобщим достоянием.

Промышленная революция охватила практически все стороны жизни — промышленное и сельскохозяйственное производство, тор­говлю и транспорт (железные дороги и паровые суда), системы связи (почта, телеграф, телефон, позднее — радио), строительство жилых домов и общественных учреждений, здравоохранение, социальную, юридическую и финансовую (биржи, банки) сферы, систему образо­вания, мир театров, музеев, публичных библиотек, спорта. Во всех этих областях почти единовременно возникла потребность в оборудо­вании, системах коммуникации, графической информации, функци­ональной организации пространства.

1 См.: The Art of Technology // The Navy Model Collection in the Amsterdam Rijksmuseum / Ed. H. Stevens. Amsterdam, 1995. P. 32.

44