logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность

279

Наземный транспорт в 1950-х — начале 1960-х гг. оставался одной из основных тем дизайнерских экспериментов. Объяснить это можно как общим подъемом инженерной и технической мысли, так и нали­чием в этой области одаренных, квалифицированных дизайнеров — Ю.А. Долматовского, В.Н. Росткова, В.И. Арямова и др.

Во второй половине 1950-х гг. в НАМИ была разработана серия экс­периментальных моделей: два варианта микролитражек «Белка» (го­родской и сельский), а также автомобиль высшего класса НАМИ-13. В соответствии с «реалистическими принципами проектирования», сформулированными Долматовским, в их конструкции использова­лась перспективная на то время вагонная компоновка узлов. Двига­тель переместился на задний свес, салон и место водителя сдвинулись вперед. Улучшалась обзорность, салон становился более просторным, так как в полу исчез кожух карданного вала. В результате автомобиль приобрел каплеобразный силуэт со зрительно утяжеленным передком и небольшим выступом в задней части, где помещался двигатель. Это улучшало аэродинамические свойства, а также меняло представления о динамике образа автомобиля. В городском варианте открывалась вся передняя часть с радиатором и лобовым стеклом, которое в обрам­лении хромированных деталей напоминало «фонарь» кабины реак­тивного самолета. Недостаток подобной компоновки — слабая, пас­сивная безопасность конструкции.

Экспериментальные модели явились стимулом к созданию само­дельных конструкций микролитражных автомобилей. Поскольку промышленный выпуск не покрывал потребности в легковых авто­мобилях, появилась масса талантливых самодельных конструкций, собранных из самых разнообразных материалов, готовых узлов и де­талей.

Традиция самодеятельного автомобильного дизайна сохранялась и позже, вплоть до середины 1980-х гг. Правда, вызвано это было не только дефицитом автомобилей, но и реакцией инженеров и дизайне­ров на устаревшие формы проектирования, на старомодность автомо­бильных кузовов. Автомобиль «Лаура» был создан Д.В. Парфеновым и Г.Е. Хаиновым в 1985 г. почти в домашних условиях. Итальянский ди­зайнер Бертоне, увидев «Лауру» в Праге на автосалоне, был поражен, узнав, что машина самодельная, — ни в технологии, ни в дизайне не было следов кустарности1.

В 1958 г. в Горьком (ныне Нижний Новгород) в Центральном конст­рукторском бюро по судам на подводных крыльях была сформирована группа художественного конструирования. В нее вошли выпускники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища под руководством О.В. Фролова. За несколько лет группа выполнила несколько дизайнерских проектов судов на подводных крыльях серии «Метеор», «Вихрь», «Комета». Наиболее быстроходным было судно с газотурбинным двигателем «Буревестник», развивавшее скорость 97 км/ч и перевозившее 150 пассажиров.

Все эти новинки техники, включая и созданные в конце 1960-х гг. модели сверхсовременных транспортных средств (например, пас­сажирского судна на воздушной подушке завода «Красное Сормово» или сверхзвукового самолета «ТУ-144»), демонстрировались в 1968 г. на выставке советского дизайна в Варшаве, подготовленной ВНИИТЭ.

Советские дизайнеры к концу 1960-х гг. вышли на уровень интерна­ционального стиля, они создавали стилистически современные, ориги­нальные по всем параметрам проекты, воплощая передовые инженер­но-технические идеи в «культурных образцах» — вехах истории вещей.

Динамическая форма воспринималась настолько модной, что за­тронула и другие области дизайна. Даже статичным предметам (пыле­сосу «Ракета» или электрическому утюгу) придавали композиционно акцентированную динамику.

Мебель и жилище: реальность и проекты

Книга «Интерьер жилого дома», выпущенная Академией архитектуры в 1954 г., вышла в свет на переломе стилевых тенденций1. Архитекто­ры уже задумываются об экономном использовании площади, при­ближении интерьера к более демократичному образцу, тогда как при­веденные в книге типы интерьеров — четырех-, пятикомнатные квартиры с эркерами, карнизами, лепными потолками, встроенными шкафами и раздвижными перегородками — лишь условно можно от­нести к массовым.

Архитектурной и дизайнерской границей эпох принято считать II Всесоюзное совещание строителей, провозгласившее в декабре

1 См.: Работаем на будущее // Техника молодежи. 1987. № 4. С. 16.

L

' Сама Академия архитектуры в том же году была переименована в Академию стро­ительства и архитектуры.

280