logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения

картины, по тематике близкие живописи передвижников. Среди жа­нровых сценок, созданных им в 1870-х гг., — «Подаяние». «Уличные музыканты», «Путешественники», «Сватовство». В качестве персо­нажей он использовал своих знакомых и близких — жену, дочерей, нередко позировал сам. Он мастерски строил композиции, пользу­ясь литературной основой при выборе аксессуаров, костюмов, поз, освещения.

Карелин известен и как портретист, и как фотограф-документа­лист. По заказу городской управы он снимал виды Нижнего, Кремль, пристани, пароходы на Волге. Его снимки — это историческая энцик­лопедия конца XIX в.

До начала XX в. наиболее распространенной продукцией массовых фотоателье были кабинетные портреты размером 10x16 см и неболь­шие визитки — примерно 9x5 см. Отпечатки тщательно наклеивались на плотный картон. На обороте типографским способом размещалась информация об ателье, включая награды на выставках. Постоянно повторялась фраза: «Негативы хранятся». Это означало, что в любой момент клиент мог повторить понравившийся отпечаток, заказать еще одну партию визиток. Именно эти крошечные фотопортреты и стали прототипом современных визитных карточек.

В своей студии, наполненной всевозможным реквизитом (мебе­лью, утварью, костюмами разных народов), фотограф мог воспроиз­вести практически любой тип пейзажа или интерьера для фона. В каталоге фотографического оборудования, выпущенном в начале XX в. в России торговой фирмой «И.К. Гек», приводились примеры фонов: «Беседка», «Море (несколько состояний)», «Аэроплан», «Ав­томобиль» — и фрагменты интерьеров различных эпох и стилей. Профессиональный фотограф, исходя из традиций культуры живо­писи, всегда ставил портретируемых на среднем плане — между пло­ским фоном (который на фотографии создавал иллюзию бесконеч­ного пространства) и каким-либо реальным фрагментом среды (например, садовая скамейка, перила или калитка, валун, декора­тивное растение). Предмет на первом плане служил точкой отсчета глубины иллюзорного пространства и был как бы пластическим подтверждением реальности плоского, условного фона. Вся эта си­туация напоминала статичный театр, где человек играл роль, приду­манную для него фотографом.

60