logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование

67

сец — создать набросок, а дизайнер — представить свой идеал, преж­де чем он может приступить к осуществлению»1.

Особую роль в обучении рисунку играло рисование растений. Су­ществовали две точки зрения — натуралистическая и более абстракт­но-конструктивная. Кристофер Дрессер, проектировщик и дизайнер-практик, был также одним из ведущих ботаников. Как ученый он полагал, что должен строго воспроизводить все особенности реально­го образца.

Его оппонент — известный художественный критик и теоретик ис­кусства Джон Рескин — отстаивал эмоциональность и непосредствен­ность рисования, допуская модификации и стилизации в зависимос­ти от назначения орнамента2.

В Школе рисования учащиеся копировали выложенные препода­вателем под стеклом графические оригиналы, которые Строганов вы­писывал из разных стран. Последний год обучения посвящался зна­комству с теми предметами, которые должны «войти в их ремесла», т.е. изделиями золотых дел мастеров, чеканщиков, слесарей, рисо­вальщиков орнаментов и рисунков для ткани и фарфора и т.д.

В 1-й Рисовальной школе рисование начиналось в младшем отде­лении с линейной коллекции, а заканчивалось тональными изобра­жениями геометрических тел: куба, четырехгранной пирамиды, ше­стигранной призмы, цилиндра, конуса и шара. Затем приступали к рисованию контуров цветов, опять же начиная с коллекции, выпол­ненной преподавателем. После этого рисовали контуры характер­ных орнаментов английской коллекции или «итальянского стиля». В 3-м классе рисовали с оригиналов тушевальным карандашом ор­наменты, головки и цветы, а также геометрические тела с натуры и занимались геометрическим черчением. Перспектива преподава­лась практически при рисовании с моделей. После наброска с нату­ры вся группа тел вычерчивалась по правилам перспективы с обо­значением теней.

Общая идея этой методики обучения рисованию состояла в по­степенном переходе от копирования оригиналов к рисунку с натуры. От линейного рисования — к тональному с использованием разных техник.

1Цит. по: Brett D., Mackintosh C.R. The Poetics of Workmanship. Massachusetts, 1992. P. 50.

2 См.: Рескин Дж. Орлиное гнездо: Эссе. 1872. Цит. по: Brett D., Mackintosh C.R. Op. cit. P. 52.

В 1890-х гг. на смену «срисовыванию» с гравюр приходит рисова­ние с натуры. Вместе с альбомом каждый учащийся старших классов получал и «Наставление». На лето давалось задание — зарисовать все 40 листов альбома, соблюдая два условия: рисовать с натуры и рисо­вать добросовестно.

Зарисовывать следовало цветы и растения, а также вещи художест­венные, но непременно оригинальные по форме или украшающему их орнаменту. Цветы и орнаменты должны были пригодиться для со­ставления на их основе собственных творческих композиций [Шуль­гина, Пронина, с. 120].

Методика преподавания рисунка в Строгановском училище счита­лась наиболее продуманной. Живописец Александр Шевченко вспо­минал позже, как он пришел в 1898 г. в 1-й класс. «Нам выдали всем по папке, величиной больше целого листа бумаги, по нескольку ли­стов тонкой бумаги, лист глянцевой бумаги, по листу карточной (сло­новой) бумаги, карандаши, уголь, резинки, снимку (липкая резина), по перочинному ножу. Рассказали в виде вводной лекции о выборе бу­маги, для чего нужен тот или иной сорт бумаги. Потом оказалось, что сразу рисовать тушевальным карандашом нельзя, надо сперва сделать легко рисунок, углем, а потом только, когда уже все установлено бе­зусловно верно, обвести контур карандашом, смахнуть все тряпочкой и протереть слегка мягкой резинкой.

Только после этого можно было начинать рисовать или, вернее, ту­шевать (наносить тени).

Во время подготовки нам рассказали о законах изображения пред­метов»1...

В начале XX в. в Строгановском училище рисунок начинают вести известные художники и педагоги, среди них Д.А. Щербиновский, СВ. Иванов. В конце 1890-х гг. наряду с длительными постановками вводят краткосрочные рисунки, беглые зарисовки движущихся фигур на пленэре. Рисунок был способом познания композиции, простран­ства, формы в постановках.

Потребность в смене принципа рисования возникла в момент стилевого перелома. В проектах студентов все чаще использовались элементы модерна — тягучие плавные линии, стилизация раститель­ных мотивов. Именно рисунок стал техникой изображения проектов изделий. С 1897 г., при ректоре Н.В. Глобе, стали ежегодно прово-

Шевченко А.В.Сборник материалов. М., 1980. С. 45—46.

68