logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура

273

интерьеры привкус японской традиционности за счет проработки де­талей и пропорций при сохранении экспрессивности форм.

В 1960-х гг. Япония становится мировым лидером в области радио­электроники, особенно в создании миниатюрных устройств. При этом дизайнерам пришлось заново переосмыслить сам образ радио­прибора. Что это — украшение, безделушка или совершенное техни­ческое устройство?

На дизайн радиоэлектроники повлияло и начало освоения косми­ческого пространства в 1957 г. В 1960-х гг. фирма «Сони» выпускает те­левизор в виде подвесного черного шара с антенной, напоминающего искусственный спутник. С точки зрения экономии площади — это максимально удобная вещь. Причины популярности японской радио­электроники не только в техническом качестве, надежности, но и в стилистике формы. С одной стороны, это, несомненно, домашние, любительские приборы. С другой стороны, они выглядят как профес­сиональные — серьезно и основательно.

Рис. 75

Портативный плеер

«Sony Walkman».

Опытный образец.

1979

Японцы первыми вступили в постиндустриальную эру. Своеобраз­ной точкой отсчета стало появление популярной модели портативно­го плеера «Sony Walkman» (рис. 75). В 1972 г. в компании был создан информационный центр, где собирались данные о продаже изделий, технических новинках, изделиях конкурентов, о том, как и чем живут служащие фирмы. Однажды в этот центр поступила информация о том, что служащий одного из подразделений в свободное время собрал из бросовых деталей маг­нитофонов маленькое проигрывающее устройст­во и слушает музыку на работе через наушники, чтобы не мешать окружающим. Информацией за­интересовалась дирекция. Была выпущена проб­ная партия, а в 1979 г. начался серийный выпуск. Успех оказался ошеломляющим. Сложилась кон­цепция нового прибора-экипировки для жизни: музыка, которая всегда с вами. Удачным оказа­лось и название нового устройства: «Walkman» — гуляющий человек. Идея портативных устройств была развита компанией (само название «Sony» возникло в 1960-х гг. как производное от латин­ского sonorous — «звучный») в серии проигрыва­телей для компакт-дисков «Diskman», радиоприемников и телевизо­ров «Watchman». Один из перспективных проектов — терминал

компьютера, объединенный с интерфейсом программ. Виртуальное пространство и реальное сливаются.

После коммерческого успеха плеера «Walkman» многие компании открыли отделы по изучению рынка для того, чтобы оперативно от­слеживать новые тенденции, предпочтения разных социальных групп, точно выявлять запросы.

Мобильный телефон давно уже стал универсальным средством коммуникации. В нем есть функции фотоаппарата, компьютера, пле­ера, радиоприемника. В Японии он заменяет кредитную карту и удо­стоверение личности. Предполагается использовать его и для входа в токийское метро вместо традиционных транспортных карт.

Несмотря на интернациональный характер многих дизайнерских решений, в японских изделиях сохраняются специфические нацио­нальные черты. В облике мотоцикла «Kawasaki» для бездорожья про­слеживается что-то напоминающее древние боевые доспехи самураев. Японские игрушки и роботы последних поколений, напротив, отли­чаются мягким, дружелюбным, неагрессивным внешним видом. В них чувствуется влияние научно-фантастических фильмов и ком­пьютерной анимации.

В Японии уже в средней школе вводятся специальные занятия по цвету, моделированию форм и предметов. Оригами как искусство трансформации из плоскости — неотъемлемая часть обучения. Изоб­ретательность и пространственное воображение, вкус к технологии и алгоритмам моделирования, абстрактное и символическое мышле­ние — все это развивается в ходе складывания объемных фигур из квадратного листа бумаги.

От моделирования форм из бумаги — к пониманию взаимоотно­шения человека и вещи, пониманию факта рождения и умирания ве­щи. «Человеческие чувства, сформированные в совокупности всех этих разнообразных ощущений, позволяют осознавать красоту бытия вещей» — такова задача обучения в школе1.

Вопросы и задания

1. Как аналогии с циклическими природными процессами позволяют по­нять традиционные и современные формы японского дизайна?

1 Цит. по: Устинов А.Г. Дизайн в японской школе // Техническая эстетика. 1988. №6. С. 12.

18-4651

274