logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 1

Скандинавский функционализм

Мир послевоенного дизайна столкнулся с общими для разных стран проблемами. Во-первых, с конверсией, переводом предприятий во­енных отраслей на мирные рельсы. Во-вторых, с демократизацией, сопровождавшейся выпуском массовых, социально необходимых де­шевых товаров. В-третьих, с глобализацией производства, средств коммуникации, транспорта. Каждая национальная модель дизайна по-своему решала эти проблемы.

Функционализм — общая стратегия мирового дизайна 1950— 1970-х гг., давшая название характерному образному строю промыш­ленных изделий — от бытовых предметов до технических устройств и аппаратуры. Функциональный дизайн подразумевал минимум декора, действительные, а не мнимые полезные свойства вещей, в которых мак­симально учитывается эргономика и психологический комфорт, а также используются рациональные технологические процессы. Функциона­лизм — наследник модернизма в искусстве и дизайне 1920-х гг. Благода­ря своей нейтральности он стал интернациональным дизайн-стилем.

Понятие «интернациональный стиль» используется по отноше­нию к архитектуре и связано с обликом офисных зданий крупных корпораций, банков, аэропортов, а также с массовым жилищным строительством. Функционалистский дизайн — это предметная на­чинка архитектуры интернационального стиля. Графический язык этого периода и все многообразие средств графической коммуника­ции — наследники функциональных, стерильных и точных тенден­ций в швейцарском графическом дизайне, ставшем родоначальником мирового интернационального стиля.

200