logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава I. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы

лы. Студенты — в общежитии, преподаватели — в отдельных котте­джах. Внутреннее оборудование и мебель и для школы, и для обще­жития, и для коттеджей проектировались и выполнялись студентами и педагогами.

Здесь, в Дессау, Гропиус получил возможность построить целыйжилой район для рабочих на основе новых принципов индустриали­зации строительства, рациональной планировки и обстановки.

Ласло Мохой-Надь был приглашен Гропиусом в качестве «мастера форм» на металлообрабатывающее отделение и как руководитель «Вводного курса» в 1923 г. Своей рационалистической концепцией формообразования он должен был заменить излишне иррациональ­ного, мистического, как казалось Гропиусу, Иттена. Мохой-Надь вво­дит все упражнения в русло проектирования. Сначала — графические проекты абстрактных композиций, выполненные в виде строгих гео­метризованных рисунков-чертежей. Нередко проекты выполнялись в технике линогравюры, где на черном фоне преобладали проведенные по линейке белые тонкие линии. На втором этапе на основе своих графических проектов студенты строили объемные композиции из промышленным способом обработанных материалов — кусочков де­рева, металла, проволоки, стекла.

Под руководством Мохой-Надя создаются многие знаменитые проекты. Например, настольная лампа по проекту Вильгельма Ваген-фелда или предельно упрощенный по формам, геометризованный ко­фейный сервиз работы Марианны Брандт.

Металл лидировал как материал в студенческих проектах. Из него выполнялись абстрактные пространственные композиции, мебель, осветительная арматура. Металлические трубки, профили, сварка — все это приходит во второй половине 1920-х г. в дизайн мебели вмес­то традиционного дерева и привычных соединений по типу врезок, шпунтов и т.д. Металл одинаково выразителен в сочетании как с ла­кированными деревянными поверхностями стульев, столов, полок и шкафов, так и с кожей кресел.

В 1927 г. «Баухауз» издает первый каталог стандартизованной мебе­ли, выпускаемой в его мастерских. Если в первой половине 1920-х гг. ассортимент мебели, спроектированной деревообрабатывающим фа­культетом, включал стулья, кресла, прямоугольные и круглые столы, письменные столы, полки и шкафы, то после переезда в Дессау воз­никли новые типы мебели. Например, складные стулья с металличес­ким каркасом, поворотные стулья по типу офисных, сборно-разбор-

I

150 Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...

ные табуретки, столы, убирающиеся один в другой, как матрешка,шкафы для детских комнат, состоящие из массы отделений — для иг­рушек, одежды, обуви.

В 1926 г. Марсель Брейер проектирует даже стандартизованный цельнометаллический дом из модульных элементов. Его достоинст­ва — легкость и быстрота монтажа, обилие света, дешевизна произ­водства и строительства.

Принципиальным в эволюции студенческих работ было то, что ес­ли в веймарский период все проекты и макеты лишь намекали на воз­можность их изготовления в промышленности, то в Дессау в конце 1920-х гг. почти все изделия представляли собой промышленные об­разцы.

Появилось и новое отделение — рекламы, а позже еще два — поли­графическое и фотографическое.

Йоост Шмидт, бывший студент «Баухауза», вел занятия по шриф­товой графике. Темы композиций: контрасты, оптические эффекты, шрифтовые композиции в перспективе. Работа Франца Эрлиха 1929 г. «Проект шрифта "0"» по-своему отвечает условиям задания Шмидта: в построении беззасечного шрифта использовать схему квадрата. Эр-лих разделил квадрат на 25 м&теньких квадратов (каждая сторона бы­ла разделена на 5 равных отрезков). Толщина элементов букв — одна пятая квадрата.

В 1928 г. Йозеф Альберс, также бывший студент «Баухауза», возгла­вил пропедевтические курсы. Его система пропедевтики строилась на создании объемных композиций из плоского материала. За счет осо­бого раскроя, перфорации (сгибов), прорезей бумага приобретала конструктивную жесткость. Получались высокие вертикальные баш­ни, структурированная поверхность, выразительные скульптурные композиции.

В деревообрабатывающей мастерской всеми вопросами адаптации проектов к промышленной технологии ведал технолог Йозеф За-хманн. «Мастером форм» становится сам Гропиус, а Марсель Брей­ер — его ассистентом. Еще в 1925 г. Брейер спроектировал кресло «Ва­силий» (названное в честь Кандинского) — металлический трубчатый каркас с сиденьями и подлокотниками из текстиля. Это знаменовало переход от дерева как основного материала для мебели к смешанным моделям. Под руководством Брейера создавались образцы типовой мебели, некоторые из них были куплены фабрикой Тонета. В мастер­ских экспериментировали с новой технологией — ламинированием

151