logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.

193

номичными), чем обычные. В пристрастии к обтекаемым формам был, конечно, и стилистический смысл. Авиация в те годы служила как бы символом прогресса. Стремительности и чистоте форм само­летов старались подражать дизайнеры, работавшие в самых разных областях. Историки техники свидетельствуют, что обтекаемость в авиации появилась реально в 1933—1934 гг. Тем не менее за несколь­ко лет до этого уже существовали экспериментальные модели скоро­стных транспортных средств, которые специально испытывались на сопротивление среды в аэродинамической трубе ЦАГИ (например, шаропоезд инженера Н. Ярмольчука).

Появление аэродинамических форм было вызвано не только мо­дой, но и новыми технологиями объемного формования, штамповки, все более используемых в промышленности. От конструкции рам и внутренних каркасов дизайнеры и инженеры переходили к конструк­циям-оболочкам. В автомобилестроении это получило название «не­сущий кузов».

Фактически все серийно выпускавшиеся во второй половине 1930-х гг. типы автомобилей были модификациями зарубежных ана­логов. ГАЗ А М-1 («Эмка») представлял собой вариант «Форда». Не­смотря на это, при доработке внешнего вида, создании шаблонов и штампов поверхностей сложной кривизны требовались инженеры и художники высокой квалификации (Н. Борисов, А. Кириллов, И. Гер­ман, В. Ростков, Д. Конаныкин).

В конце 1930-х гг. появились и самостоятельные модели. Среди них — обтекаемый грузовик ЗИС. Незадолго да начала Великой Отече­ственной войны был освоен серийный выпуск малолитражки — авто­мобиля «КИМ» (Коммунистический интернационал молодежи). Ди­зайнер автомобиля — В. Бродский — создал единый скульптурный кузов с утопленными подножками, обтекаемыми обводами. О родстве с «Фордом» напоминал серый цвет кузова и общий силуэт автомобиля. Символом же послевоенного автомобильного дизайна, полностью оригинальным и самостоятельным образцом стала «Победа», проек­тирование которой завершилось в 1943 г. Специалисты считают, что художник В. Самойлов не только подвел итог предыдущему зарубеж­ному и отечественному развитию обтекаемых форм, но и сделал эсте­тическое открытие, создав убедительный каплеобразный силуэт авто­мобиля с почти полностью утопленными в корпус крыльями. Силуэт этот возродился уже в 1980—1990-е гг. в различных модификациях ав­томобилей с кузовом типа «хэтчбэк».

Уникальные объекты: «Максим Горький» и ОСГА-25

В 1934 г. газеты опубликовали призыв писателей материально помочь строительству гигантского агитсамолета «Максим Горький». Гонора­ры и сбережения предлагалось перечислять на специальный счет.

Самолет «Максим Горький» по конструкции представлял собой ва­риант военного транспортного самолета АНТ-20. Фюзеляж и крылья были склепаны из гофрированных листов дюралюминия. Такая тех­нология не позволяла сделать поверхности сложной двоякой кривиз­ны. Для повышения мощности и увеличения подъемной силы, кроме имевшихся шести двигателей конструкции А.И. Микояна в крыльях, на корпусе было установлено еще два.

«Максим Горький» был наполнен совершенно уникальным обору­дованием, разместившимся на площади около 100 кв. м: автоматиче­ская телефонная станция, портативная типография, пневматическая почта, кинопроектор и складной экран размером 4,5x6 м (при уста­новке он служил одновременно и радиомачтой). Была своя киносту­дия, не говоря уже о буфете, умывальниках, душевых, туалетах.

На фотографиях интерьера видны многие из этих технических де­талей — телефоны, радиостанция, легкие металлические кресла. Даже для скатертей на столах выпускники текстильного факультета ВХУТЕМАСа придумали особый, «авиационный» орнамент.

Самолет потерпел катастрофу во время воздушного парада над Москвой в мае 1936 г.

Второй самолет-гигант, построенный по тому же проекту, перево­зил пассажиров по маршруту Москва—Ялта до начала войны.

Еще в 1920-е гг. при Автодоре — добровольном обществе содейст­вия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР — был со­здан специальный проектно-конструкторский отдел строительства глиссеров и аэросаней.

В середине 1930-х гг. под руководством главного конструктора В. Гартвига началось проектирование гигантского пассажирского глиссера-катамарана ОСГА-25. В создании проекта принимал участие и выпускник ВХУТЕИНа В. Мещерин. Как дизайнер он проектиро­вал салон, кресла, светильники, суперграфику, элементы фирменного стиля, киоски для продажи билетов. В композиции салона облицовки секций, из которых собирался корабль, подчеркивались вертикаль­ными членениями. Кресла были весьма динамичны по своему обли­ку — сложная кривая трубчатого металлического каркаса как бы взви-

13-4651

194