logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

XIX в. Портретируемые

одеваются в экзотические или

этнические костюмы

Техника увеличения отпечатков бы­ла еще слабо разработана. Для того что­бы сделать большую фотографию, тре­бовалась пластинка формата 30x40, 50x60 см и более. Соответственно уве­личивались и размеры фотоаппаратов. Первоначально общий вид мастер­ской фотографа (за исключением, по­жалуй, темной комнаты, сложной сис­темы штор на окнах для управления светом и деревянной камеры на дере­вянном штативе) почти ничем не отли­чался от ателье художника-живописца. Укоренилось и само название — «фото­ателье».

Студийная фотография подражала живописи не только в устройстве ате­лье, но и в организации кадра, расста­новке объектов съемки. Такой подход к

фотографированию порождал целый ряд специфических именно для фотографии вещей и оборудования (рис. 11).

Героем этого первого этапа фотографии был, несомненно, Феликс Надар (псевдоним венгерского художника, мастера диорам Гаспара Феликса Турнашона, приехавшего в юности в Париж). До того как в 1853 г. заняться фотографией, был журналистом и карикатуристом. В 1860 г. открыл собственное ателье. Выполненные им замечательные по глубине психологические портреты деятелей культуры (Дюма, Гю­го, Домье, Берлиоза, Россини, Сары Бернар) создали ему широкую клиентуру.

В 1874 г. Надар предоставил свое просторное фотоателье на бульваре Капуцинов для выставки, на которой демонстрировалась картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца». Эта картина и дала название направлению «импрессионизм» (от франц. Г impression — впечатление). Самый известный российский художник-фотограф XIX в. — Ан­дрей Карелин. Окончив Академию художеств (учился вместе с И. Крамским), он вернулся в родной город — Нижний Новгород и открыл фотоателье. Карелин пользовался мокроколлодионным спо­собом, т.е. съемкой на свежеприготовленную пластинку большого формата — до 50x60 см. Его снимки — сюжетные постановочные

59