logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция

217

мебельного дизайна 1950-х г. стали кресла и стулья из стеклопластика в виде распустившихся цветов.

В 1950-е гг. американцы заново осознали ценность уюта и домаш­него очага. Для рационализации домашнего труда, более эффектив­ного использования пространства проводились исследования функ­циональных процессов на кухне. На основе графиков, фиксирующих движения домохозяйки, были спроектированы идеальные кухни бу­дущего с встраиваемым оборудованием. В 1959 г. один из действую­щих образцов демонстрировался в Москве на национальной выставке США. Вокруг него вспыхнул спор между Ричардом Никсоном, тог­дашним президентом США, и Никитой Сергеевичем Хрущевым. Ни­ксон доказывал, что такая кухня благодаря разнообразной механиза­ции и электрическим приборам позволяет ускорить процессы приготовления и освобождает женщину. Хрущев отвечал, что это лишь еще одна капиталистическая уловка для того, чтобы закрепос­тить хозяйку на кухне.

Для этой выставки по проекту Бакминстера Фуллера в Сокольни­ках был сооружен павильон шарообразной формы, прослуживший более 30 лет. Стены и покрытие купола собирались из небольших про­странственных ячеек — по типу геодезической решетки — из металли­ческих трубок и пластиковых панелей.

Фуллер — основоположник высокотехнологичного направления в дизайне и архитектуре, изобретатель геодезических куполов, т.е. без­опорных оболочковых конструкций, способных перекрывать гигант­ские пространства. Он предложил даже накрыть таким куполом цент­ральную часть Нью-Йорка вместе со всеми небоскребами, чтобы создать более мягкий климат, защитить город от осадков.

Само понятие «хай-тек» пришло в дизайн жилища в связи с кни­гой американских дизайнеров Дж. Крона и С. Слизина «Хай-тек»1. В ней не столько были собраны спроектированные специально для жилища высокотехнологичные изделия, сколько показывалось, как элементы оборудования супермаркетов, сборочных цехов, предприя­тий складских помещений и прочих технических объектов могут с ус­пехом адаптироваться к жилой среде, формируя совершенно необыч­ное пространство и стиль квартиры-мастерской.

Второй раз американский дизайн демонстрировался в России на специализированной выставке «Промышленная эстетика в США» в

1 Kron J., Slesin S. High-Tech. London, 1979.

1967 г. В качестве эффектной иллюстрации того, чем же занимается, в конце концов, дизайнер, был выбран способ сравнительного пока­за однотипных вещей. Старая пишущая машинка соседствовала с новеньким «композером» — электрической пишущей машинкой фирмы IBM, разработанной Нойесом. Станок для безопасной брит­вы лежал рядом со станком, в котором привычное тогда лезвие заме­няла стальная полоска. Рядом с фотографией автомобиля «Форд Т» 1912 г. висела фотография только что сошедшего с конвейера бьюи­ка «Ривьера».

Самостоятельный раздел выставки был посвящен подготовке ди­зайнеров. На тот момент получить профессию дизайнера можно было более чем в 50 высших учебных заведениях США. Старейшая школа дизайна — Технологический институт Карнеги в Питтсбурге, выпус­тивший первых специалистов в 1936 г.

Импульс развитию дизайнерского образования дал переезд в США 1930-х гг. многих педагогов немецкого «Баухауза», включая Вальтера Гропиуса, Мис ван дер Роэ и Ласло Мохой-Надя. «Новый Баухауз» был открыт Мохой-Надем в Чикаго. Это была «прививка» европей­ского опыта рационального дизайна, позволившая выйти на интерна­циональный уровень.

Искусство, наука и технология как источник идей и форм в дизайне

С 1960-х гг. актуальные художественные течения все активнее исполь­зовались в дизайне. Среди них: американский поп-арт и его лидер Эн­ди Уорхол. Поп-арт утвердил ценность иронии над повседневными вещами и сделал еще более подвижными границы искусства. Новые направления появляются и в абстрактном искусстве. Такие художни­ки, как Эллсвуорт Келли, Кеннет Ноланд, Фрэнк Стела, работали с крупными геометрическими формами, сильными цветовыми контра­стами. В результате с этим периодом стали связывать упрощенность графического языка, яркость форм, а также — вслед за живописью ху­дожницы Бриджит Рейли — применение оптических эффектов. На основе ее картин, формы в которых легко алгоритмизировались, бы­ли созданы первые программы компьютерной графики.

Стремление художников ввести зрителя в свои произведения при­водило к тому, что картины превращались в объемные инсталляции. Насыщая композиции динамикой, электронными устройствами и

218