logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения

61

Массовая фотография. Фотография как визуальная память

Настоящую моментальность фотография приобретает после изобре­тения и патентования в 1871 г. сухого процесса. Усовершенствован­ные фотоаппараты — небольшие деревянные ящички с отверстием и парой рычажков — стали общедоступными. Через видоискатель-призму фотограф мог выбрать кадр, не переставляя каждый раз ма­товое стекло и кассету с пластинкой. В 1889 г. фирма «Кодак» изоб­рела роликовую фотопленку. Камеры, заряженные такой пленкой, были сравнительно небольшого размера, что позволяло снимать без штатива.

Увеличение числа массовых периодических изданий и появление технологий изготовления тоновых клише породили жанр репортаж -ной фотографии. Фотографии стали основным видом иллюстраций в периодических изданиях. Просматривая старые журналы, мы замеча­ем, как кадры и сюжеты приобретают все большую динамичность. Бурная общественно-политическая жизнь давала неистощимый мате­риал фотографу. Не случайно начало публицистической фотографии совпадает с новыми дизайнерскими решениями фотоаппаратуры, по­степенно уходящей от стереотипа студийной камеры.

Если в середине XIX в. фотограф выходил на улицу увешанный многочисленными ящиками с громоздкой камерой, требовавшей пе­резарядки кассет, наводки на резкость перед вставлением кассеты с фотопластинкой, то к концу века фотоаппараты становятся компакт-

Карманная камера „Атомъ" мод. I.

РЛЗМЬ|1Ъ CHHMMUK1. 4,5


Дза пластинок*

въ пзхетлхг. Ка­мера „Atomv »ь

больше, ч%нъ порт» моиэ-~эта нерпа;!


Складпыя ручным камеры.

Рис. 12

КДМврД Д.1М ЖП-

летнего кярмя-

Карманная фотокамера «Атом». 1900-е

ными, теперь фотографировать можно с рук, не прибегая к штативу и без постоянного контроля поле съемки (рис. 12). В 1890—1900 гг. раз­рабатывается несколько типов видоискателей: призмы, зеркала, рам­ки-прицелы (сохранившиеся и поныне), которые позволяли фотогра­фировать во время путешествий, спортивные игры и гонки.

Основная техническая и дизайнерская проблема того времени — компактность камеры и множественность снимков — нашла почти идеальное воплощение в модели пленочных аппаратов, ставших от­ныне самым распространенным типом. Ручной механизм транспор­тировки пленки, действовавший вместе с взводом шторного затвора, на долгие годы стал пружинно-механическим сердцем фотоаппарата.

В 1910—1920-е гг. окончательно формируется широко известный тип фотоаппарата: компактный, с закругленными краями, как бы воспроизводящими во внешней форме идею перемотки пленки с од­ной катушки на другую. В начале 1930-х гг. фотоаппарат приобрел четкую ориентацию «верх—низ» за счет темной отделки кожей или «под кожу» нижней части корпуса и более светлой верхней части — как бы надстройки с индикаторами скорости, видоискателем, ручка­ми перемотки пленки и взвода затвора. Нижняя часть — для захвата руками, верхняя — для управления. Эта двухчастность фотоаппарата по горизонтали также стала одним из устойчивых формальных и об­разных признаков.

С переходом на новую технику эстетика статичного студийного портрета потеряла смысл. Утверждается эстетика динамичного виде­ния. Она проникает во все области творчества, так или иначе связан­ные с фотографией: фотомонтаж, полиграфию, кинематограф.

Развитие художественных концепций фотографии немыслимо без развития химии и тонкой оптической техники. В 1920 г. Германия (на­ряду с СССР) была одним из центров зарождения современной фото­графии. Но в Германии этому способствовали не столько социальные условия, сколько производство качественной пленки и бумаги фир­мой «Агфа», а также разнообразных моделей фотоаппаратов (на все форматы и виды пленки и пластинок). Уже в 1914 г. были сделаны первые снимки узкопленочным фотоаппаратом конструкции Оскара Барнака, рассчитанным на роликовую пленку. Этот фотоаппарат на­чал выпускаться с 1925 г. на заводах фирмы «Лейтц» Эрнста Лейтца под названием «Лейка».

Будущее фотографии виделось именно в ее массовости, по­вседневности. Девиз американской фирмы «Кодак» — «Вы нажимае-

62