logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей

13

даже искусстве и культуре сохраняет программно заявленный в мо­мент зарождения профессии пафос универсальности.

Первый журнал, имеющий в своем названии слово «дизайн», — «Journal of Design» — появился в Англии в 1849 г. Журнал был основан сэром Генри Коулом, государственным деятелем, художником-проек­тировщиком, инициатором проведения Всемирной выставки в Лон­доне 1851 г. В предисловии к одному из первых номеров редактор жур­нала Ричард Редгрейв отмечал: «Дизайн имеет двойственную природу. На первом месте — строгое соответствие назначению создаваемой ве­щи. На втором — украшение или орнаментирование этой полезной структуры. Слово "дизайн" для многих связывается чаще всего со вторым, с независимым орнаментом, противопоставленным полез­ной функции, нежели с единством обоих сторон»1.

Написано это вскоре после завершения промышленной револю­ции, когда, собственно, и зародилась новая профессия — художник-проектировщик промышленных изделий.

Дизайн — вид проектно-художественной деятельности, сравни­мый с архитектурой, книжным оформлением, театральной сценогра­фией... Но, в отличие от них, он не имеет четких предметных границ. Считается, что дизайнер в принципе может заниматься всем, что его метод мышления — поиск эстетически осмысленных, оригинальных, остроумных решений на основе минимальных материальных затрат и минимального, экономного вмешательства — универсален.

Дизайнер потому и универсал, что он видит общую организацию формы в вещах. Компоновка, комбинаторика, перестановка дета­лей — главный метод дизайна. Его дело — определение формальных свойств промышленно произведенных предметов, их «приручение» с точки зрения удобства пользования, соразмерности человеку (учет факторов эргономики), достижение рационального и современного внешнего вида, соответствие выбранной формы технологии и матери­алам, ориентация на определенные культурные группы и типы потре­бителей. Предмет становится средством коммуникации для дизайне­ра, особенно это существенно для графического дизайна.

Есть несколько официальных определений дизайна. Приведем два наиболее распространенных.

В 1969 г. на конгрессе ИКСИД (ICSID) — Международного совета по промышленному дизайну — было принято определение, предло-

Цит. по:HeskettJ. Industrial Design. London, 1995. P. 20.

женное еще в 1950-х гг. президентом этой организации, ученым и пе­дагогом знаменитой Ульмской школы дизайна в Германии Томасом Мальдонадо: «Дизайн является творческой деятельностью, цель кото­рой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внеш­нему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охва­тить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством»1.

Спустя более 30 лет Н.В. Воронов сформулировал еще одно опре­деление, более точно отвечающее современным представлениям: «Дизайн — органичное новое соединение существующих материаль­ных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компо­новки при необходимом использовании данных науки с целью прида­ния результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это опре­деляет наличие присущих дизайну социальных последствий, прояв­ляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности. Термином "дизайн" может определяться собственно замы­сел (проект), процесс его реализации и полученный результат»2.

Сами дизайнеры так говорят о сфере своих занятий:

«Что такое дизайн? Это план размещения каких-либо элементов таким образом, чтобы они наилучшим образом служили определен­ной цели» (Чарлз Имс, США);

«Хороший дизайн — минимум дизайна» (Дитер Рамс, Германия);

«Конструктивизм (в смысле дизайн. — А.Л.) — есть искусство бу­дущего» (Александр Родченко, СССР);

«Дизайнер — создатель среды будущего» (Джо Коломбо, Италия);

«Дизайнер может и должен участвовать в поиске смысла, в конст­руировании цивилизованного мира» (Филипп Старк, США);

«Техника не должна покупать культуру, она сама должна стать культурой» (Этторе Соттсасс, Италия);

«Не существует границ между художником и дизайнером» (Эйко Исиока, Япония)3.

1Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. М., 1970. Вып. 1. С. 30.

2 Воронов Н.В. Суть дизайна. М, 2002. С. 16.

3 Цит. по: Everything Reverberates. Thoughts on Design. San Francisco, 1998.

14