logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»

127

В своих «беспредметных» живописных и графических композици­ях из геометрических форм, фактур, цветов конструктивисты добива­лись эффектов пространственности, зрительной прочности связей между элементами, структурности построений.

Со временем конструкциями стали называть художественные про­изведения в области живописи, графики, абстрактной скульптуры, в которых преобладали линии, плоскости, объемные элементы, где ак­центировались монтажные связи между ними. Целью творчества ста­новилось изобретение конструкций.

Работы К. Иогансена, Г. Клуциса, А. Родченко, В. и Г. Стенбергов, выполненные в 1920—1921 гг., уже перешагнули рубеж, за которым то или иное построение не изображается, но проектируется, вычерчива­ется как точная проекция или аксонометрия объемного сооружения. Линия как графическая форма все больше связывается с передачей идеи конструктивности.

В начале XX в. в технике получили распространение ажурные, лег­кие конструкции в различных инженерных сооружениях: мостах, мачтах, каркасах башен. Аналогичные закономерности формообразо­вания встречались в авиации, судостроении, автомобилестроении. Форма предметов как бы складывалась из отдельных элементов, ориентированных в пространстве, как правило, соответственно на­правлению и распределению реальных физических усилий в конст­рукции. При этом металлические детали конструкций различных кар­касов имели протяженную форму, напоминающую стержень, что в графическом изображении эквивалентно линии. Следовательно, именно линия была способна стать графическим инструментом про­ектирования конструкции. Графическая линейная конструкция ока­залась максимально приближенной к форме пространственной кон­струкции, являясь ее моделью.

Термин «конструкция» для творчества Родченко стал принципи­альным в 1920—1921 г., в период зарождения концепции конструк­тивизма. Еще в 1915 г. в Казани, где он ранее учился в художествен­ной школе, Родченко создал оригинальную серию графических работ. В ней не было ни одной линии, проведенной от руки, а толь­ко вычерченные тушью рейсфедером по линейке или с помощью циркуля. Гибкие линии модерна сменились геометрически точными контурами.

В 1918—1920 гг. в живописи и графике художник создавал компо­зиции из геометрических форм или линий, в которых произвольный

вкусовой композиционный порядок расположения элементов заме­нялся математическими соотношениями, преувеличенным внимани­ем к пересечениям, врезкам, соединениям композиционных деталей. В 1920—1922 гг. почти все свои работы он называет конструкциями, а объемные модели — пространственными конструкциями.

Художники авангарда придерживались нескольких универсальных правил моделирования. Прежде всего пространственная конструкция должна быть абстрактной, неизобразительной. Она не изображает ни­чего, кроме самой себя.

Не случайно Родченко в начале 1920-х г. собирал фотографии са­молетов, вырезки из журналов с изображениями ажурных мостов, не­боскребов, трансатлантических лайнеров. Он водил своих студентов в Политехнический музей на лекции по теории относительности, соби­рал радиоприемники, в его библиотеке были книги по астрономии, биологии, психологии и логике. Его интересовали самые современ­ные идеи в науке и технике. Именно это новое абстрактно-философ­ское ощущение мира и становилось содержанием его работ.

Пространственная конструкция представляет собой независимо стоящий (или висящий) трехмерный объект, рассчитанный на обо­зрение со всех сторон. Впервые серия таких композиций демонстри­ровалась в Москве в 1921 г. на выставке ОБМОХУ (Общество молодых художников).

Иогансен, Медунецкий, Родченко «вышли в пространство», их работы открыты со всех сторон, а висящие конструкции и вовсе не имеют точек соприкосновения ни с подставками, ни с плоскостью картины или рельефа. Скрепленные между собой детали ограничива­ют, обстраивают внутреннее пространство в конструкциях. Возника­ет соотношение двух пространств: внутреннего и внешнего, как в ар­хитектуре.

Родченко строил конструкции из плоских элементов, считая, что «плоскость более пространственна, чем объемное тело». При работе с плоскими элементами, утверждал он, в пространстве острее выявля­ется контраст между резкостью граней и протяженностью поверхнос­ти. Тот же принцип моделирования он использовал в архитектурных проектах.

В своей серии конструкций «Круг в круге», «Квадрат в квадрате», «Овал в овале» (рис. 31) Родченко также применял общие принципы мо­делирования объемных структур из концентрически вырезанных из плоскости геометрических контуров. Линия на плоскости превратилась

128