logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 4

От ар деко до аэростиля

От кубизма - к функционализму

Стиль 1930-х гг. в европейском дизайне и архитектуре иногда опреде­ляют словом «точность», имея в виду соединение простоты, изящест­ва формы и технически совершенного исполнения1. Действительно, в произведениях дизайна этого периода — рафинированной и утон­ченной по формам фарфоровой посуде Эббе Салолин, зданиях Ша-роуна или кресле «Барселона» Мис ван дер Роэ, фотографиях моды Джорджа Хойнингена-Хюне для журнала «Vogue» — доминируют чи­стые линии, стремление к максимальной законченности, своеобраз­ный классицизм. Такое же ощущение совершенства красоты есть и в бездекоративных столовых приборах из металла, и в корпусах авто­мобилей, и в форме самолетов. Этот элитный стиль дизайна был ча­стью общего стилистического направления, получившего название «ар деко».

Строго говоря, ар деко не обладает таким же явным своеобразием, как, например, модерн, конструктивизм или функционализм. В этом явлении сплелись две противоположные тенденции. С одной стороны, связанный с геометрической абстракцией опыт кубизма, коммерчес­кое использование модернистских экспериментов начала XX в., впе­чатления от дягилевских «Русских сезонов» и археологических нахо­док в Египте, стилистика «Баухауза». С другой стороны, термин стал обозначать стиль фешенебельных салонов, роскошных дорогих инте­рьеров, созданных французскими дизайнерами в середине 1920-х гг.

1 См.: Sembach K.-J. Into the Thirties. Style and Design 1927—1934. London, 1974.

Развитию стиля способствовала сильная французская традиция декоративного искусства, а известность принесла Международная выставка декоративных искусств и художественной промышленности 1925 г. в Париже.

Ар деко — это одновременно и стиль, и выражение образа жизни, атмосферы 1920-х гг. Творения ар деко тесно связаны с именами лич­ностей того времени — актрисой и певицей Жозефиной Бейкер, по­этом Жаном Кокто, постановщиком и антрепренером Сергеем Дяги­левым, художником Франциском Пикабия, модельерами Полем Пуаре и Коко Шанель, киноактрисами Марлен Дитрих и Гретой Гар­бо, архитекторами Робером Малле-Стевеном и Пьером Шаро.

Это время Чаплина, время джаза и фокстрота, время черных эбо­нитовых грампластинок и патефонов, время первых радиол и массо­вой фотографии.

На выставке 1925 г. была представлена самая консервативная часть ар деко как продолжение наиболее близкого по характеру стиля Луи Филиппа. Для демонстрации роскошной мебели работы Жака Эмиля Рульмана, лидера ар деко в этой области, был выстроен даже отдель­ный павильон. В рецензии на выставку, опубликованной в журнале «L'Art vivant», критик Вольдемар Георг писал, что кроме проекта не­большой квартиры, представленного студией «Primavera», среди экс­понатов невозможно было отыскать ни одного проекта квартиры для рабочих или хотя бы для человека, занятого интеллектуальным тру­дом. Во всем доминировала фальшивая роскошь1.

Единичные примеры выбивались из этой массы. Например, пави­льон Ле Корбюзье «Эспри нуво» (L'Esprit Nouveau), средства на стро­ительство которого дал автомобильный магнат Габриэль Вуазен. Это небольшое двухэтажное здание внутри имело двухъярусный интерьер. Белые стены, картины самого Корбюзье в стиле посткубизма, или «пуризма», кресла Тонет, удачно вписавшиеся в это пространство (рис. 46).

Сам павильон «Эспри нуво» и его чертежи, разработанные Ле Кор­бюзье и Амедеем Озанфаном, были впервые опубликованы в 1920 г. в манифесте под тем же названием.

В тексте говорилось о том, что во всем мире чувствуется новый дух времени — дух конструкции. Чистота мысли определяет суть совре-

1 См.: NobletJ.,de. France: Modernism and Postmodernism in the French Manner//The Dominion of Design. History of Industrial Design. 1919—1990. Milan, 1991. P. 107.

12-4651

178 Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна..