logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 5

Советский дизайн 1930-х гг.

Дизайн и общество

Сложившаяся в 1920-е гг. сфера дизайна претерпела изменения. К предметной среде предъявлялись высокие идеологические требова­ния — она должна была воспитывать классовое чувство, побуждать к действию, создавать ощущение радости и приподнятости, т.е. выпол­нять агитационно-политические функции. Требования эти стали реа-лизовываться на основе классического наследия ордерной архитекту­ры и орнаментики.

В 1930-х гг. дизайн развивался в трех основных направлениях: кон­струирование новой техники, оформительское искусство и самодея­тельное техническое творчество и изобретательство.

Проектирование промышленных изделий и средств транспорта подчинялось мировым закономерностям развития техники. В СССР вводились первые общесоюзные стандарты на комплектующие изде­лия, широко внедрялась технология штамповки и объемного формо­вания. Помимо расчета конструкций на прочность, инженеры начи­нали учитывать и аэродинамическое сопротивление. Не только в авиации, автомобилестроении, электротехнике, но и в бытовых при­борах, светильниках, мебели стали применять пластмассы (бакелит, целлулоид, плексиглас) и новые декоративные защитные покрытия металла (хромирование и никелирование).

В довоенные годы в ряде отраслей и конструкторских бюро сложи­лись группы, которые с успехом решали дизайнерские задачи для создания уникальных образцов и для серийного производства (Мет-рострой, ЦАГИ, ЗИС, а также коллективы, занимавшиеся проектиро-

ванием Дворца Советов). И хотя большая часть работ выполнялась архитекторами, они нуждались в профессиональных дизайнерах для создания специфического оборудования, осветительной арматуры

и т.п.

На переломе стиля

В начале 1930-х гг. завершалось строительство некоторых зданий по проектам 1920-х гг. В это время в дизайне еще сохранялась инерция стилеобразования, характерная для функционализма и конструкти­визма, основанная на обыгрывании простой геометрии, структурнос­ти, контрастных соотношений цветов и фактур. Пример такого ро­да — оборудование для здания редакционного и полиграфического комбината газеты «Правда», построенного по проекту П.А. Голосова к 1934 г.

Для редакционных помещений и типографии А.И. Дамский, вы­пускник метфака ВХУТЕМАСа, разработал функциональные све­тильники с изменяющимся углом наклона абажура, для лестничных клеток, фойе и холлов — оригинальные световые скульптуры из мо­лочного стекла: висящий на цепи около зеркала шар, а также напоми­нающую цветок структуру из шести листов с загнутыми краями.

Некоторые универсальные светильники, спроектированные Дам­ским во Всесоюзном электротехническом объединении, выпускались массовыми тиражами. Настольная лампа со штампованным металли­ческим абажуром сложной кривизны почти без изменений произво­дилась до 1960-х гг. В каждом учреждении можно было встретить стеклянную потолочную лампу «Люцетта», форма которой состояла из двух усеченных конусов. Более нарядный вариант был снабжен ме­таллическим ободком. В последующие годы Дамский проектировал люстры для метро и высотных зданий. Работы середины 1930-х гг. принадлежали уже к иной стилевой системе. Вторично дизайнер сме­нил стилистику в конце 1950-х, когда, отказавшись от украшательств времен «сталинского ампира», русский дизайн вернулся в русло ин­тернационального стиля.

Стиль интерьеров, мебели редакционных помещений комбината «Правда» можно определить как «пластичный конструктивизм» (рис. 49). В формах стульев, диванов, даже столов и книжных полок появился намек на обтекаемость. Конструкция кресел выполнялась

188

Часть ГУ. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...