Глава 4. От ар деко до аэростиля
181
В 1920-х гг. художница и дизайнер по текстилю Соня Делоне смело вводит геометрический яркий цветной орнамент в одежду и даже роспись автомобиля. Симультанизм в живописи воплощал идею одновременности восприятия форм, цвета, пространства, текста. Симультанизм в моде стал воплощением идеи целостности.
Рис. 47
Флакон духов «Шанель №5». 1923
Революцию в моде того периода совершила Габриэль (Коко) Шанель. Речь идет не только о знаменитом предельно лаконичном, откровенном графическом решении флакона духов «Шанель № 5» (рис. 47) или о самих духах, в которых впервые была использована смесь химических веществ для передачи естественных ароматов (1922), но о внедрении в повседневный стиль женской одежды из трикотажа. Этот материал считался пригодным лишь для спортивного костюма. Шанель перевела его в разряд элегантных. Точно так же стало символом элегантности ее простое «маленькое черное платье» для коктейля. Вместе с простотой кроя Шанель ввела в женскую одежду свободу движений.
Промышленный дизайн
Во Франции 1920-х гг. общественный транспорт быстро воспринял все инновации дизайна. Как только инженер Рауль Дотри возглавил управление государственными железными дорогами, он тут же заказал архитектору Анри Пакону разработку проекта нового подвижного состава. После создания обтекаемого локомотива 241-101 Etat Па-кон спроектировал новые вагоны и типы железнодорожных станций. Дотри и Пакон старались создать целостную систему железнодорожных услуг и пригласили для разработки визуальных коммуникаций известного плакатиста Кассандра (Адольфа Мурона). Внедрение этой системы было приостановлено в связи с началом Второй мировой войны.
Престиж любой индустриальной державы во многом определяется состоянием ее морского флота. Французская трансатлантическая компания закладывает новый лайнер «Нормандия». Главным конст-
руктором этого судна был русский инженер, эмигрант Владимир Юр-кевич. Одна из новаций заключалась в использовании в носовой части каплеобразного пузыря, улучшающего обтекаемость судна. Позже, в 1937 г., «Нормандию» оснастили специальными четырехлопастны-ми винтами, форма которых позволяла противостоять кавитации, уменьшить вибрацию и сохранять максимальную скорость при пересечении океана. Интерьеры судна (как и во всех лайнерах тех лет, напоминавшие фешенебельные гостиницы) были выполнены в более старомодном стиле ар деко.
В Германии, несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию, журналы публикуют материалы о новейших дизайнерских тенденциях в быту. На фотографиях интерьеров преобладают рациональная металлическая мебель на трубчатом каркасе, рациональные светильники, лишенные декоративных элементов кухонные шкафы, где все продумано и предусмотрено для хранения и быстрого доступа к продуктам и посуде. Такая нейтральная стилистика давала повод критикам в СССР самым негативным образом отзываться о современных тенденциях в оформлении быта в буржуазной Европе.
Между 1918 и 1922 гг. Италия, так же как и другие страны Европы, прошла через период конверсии экономики военного времени. Во время войны возросло производство металла, быстро развивалась новая отрасль — аэронавтика.
Принцип работы компаний, производивших самолеты, автомобили, мотоциклы, оставался почти кустарным, по типу «индивидуального пошива» в модном ателье. В результате дизайн эволюционировал не в силу требований рынка или запросов массового потребителя, а скорее исходя из индивидуальных представлений о том, какой должна быть вещь сама по себе. В эту коллекцию элегантных находок можно включить шасси автомобиля «Лянчия Лямбда» (1922), гидросамолет, мотоцикл «Мото-Гуцци» и кофейную машинку «Биалетти» (1930), коммерческий успех к которой пришел много позже.
Одним из участников молодого движения «Новеченто итальяно» (в котором преломлялись классические традиции) был Джованни Понти, архитектор, создатель и бессменный редактор до конца жизни журнала «Домус» (1928). Его можно считать классическим примером Дизайнера, сочетающего проектную, художественную и популяризаторскую активность. С 1923 по 1930 г. он занимал должность арт-ди-ректора компании «Richard-Ginori». В круг ее объектов входили железнодорожные вагоны, кабины самолетов, роскошные виллы, а
182 Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
также фарфоровая посуда (впрочем, не имевшая коммерческого успеха). В 1933—1936 гг. Понти совместно с Джузеппе Пагано проектировал обтекаемую электричку «Бреда», новаторство которой состояло не только в аэродинамичной форме, но и в решении салона на основе складывавшихся в то время тенденций в авиастроении.
Начиная с 1927 г. постоянно проводилась биеннале декоративного искусства в Монце, в 1930-м трансформировавшаяся в Миланскую триеннале.
В Италии эти годы — время двух различных стратегий дизайна массовой продукции. В автомобильной промышленности развивалась кооперация между двигательными и кузовными отделами. Авиационная, железнодорожная и военная промышленности обменивались информацией и технологией. Примером такого сотрудничества стал автомобиль «Фиат Тополино». Его двигатель был разработан в конструкторском бюро авиационных двигателей, а конструкцию и аэродинамический кузов создал дизайнер Джузеппе Джакоза.
Другой принцип использовал Адриано Оливетти — с 1929 г. владелец фирмы «Оливетти». Как и многие промышленники, он бывал в США, где знакомился с принципами рационализации производства. Оливетти считал, что в производстве должны участвовать представители совершенно другой культуры — не технической. В 1940 г. он пригласил живописца Марчелло Ниццоли для разработки совместно с отделом компании новой счетной машинки.
Пионеры обтекаемых форм
В 1930-е гг. резко меняется стилистика автомобильных кузовов. Обтекаемость становится основным признаком современности.
Во Франции, например, на автосалоне 1935 г. демонстрировался обтекаемый «Пежо 402», спроектированный в тех же традициях, что и «Крайслер Эйрфлоу» в США.
Андре Ситроен представил переднеприводный автомобиль, обводы которого были нарисованы итальянским автодизайнером Флами-нио Бертоне.
Первое упоминание о том, что аэродинамика будет влиять на формы автомобильных кузовов, встречается в ежегоднике немецкого «Веркбунда» в 1914 г. Дизайнер Эрнст Ньюмен писал, что конструктору приходится принимать во внимание фактор сопротивления возду-
183
- 052400 Дизайн
- Часть I
- Глава 1
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть 1. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Часть 1. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 37
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 39
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 41
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство..
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 45
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 47
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 49
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть II
- Глава 1
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- XIX в. Портретируемые
- Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование 65
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование 69
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Часть III
- Глава 1
- 1914—1924. Обложка.
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Глава 2
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Глава 3
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Часть IV
- Глава 1
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Глава I. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Часть IV. У истоков функиион&пизма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- 1925. Аксонометрия
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Глава 4
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Глава 5
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Часть V
- Глава 1
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 1. Скандинавский функционализм
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 1. Скандинавский функционализм
- Глава 1. Скандинавский функционализм
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Глава 2
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятел!
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Глава 3
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобачьное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национатьные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5. Дизайн на французский манер
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5. Дизайн на французский манер
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5. Дизайн на французский манер
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вил спорта
- Глава 6
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура 267
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура 269
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Часть I
- 101000, Москва, Лубянский пр-д, д. 7, стр. 1.