logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 4. От ар деко до аэростиля

181

В 1920-х гг. художница и дизайнер по текс­тилю Соня Делоне смело вводит геометричес­кий яркий цветной орнамент в одежду и даже роспись автомобиля. Симультанизм в живопи­си воплощал идею одновременности восприя­тия форм, цвета, пространства, текста. Си­мультанизм в моде стал воплощением идеи це­лостности.

Рис. 47

Флакон духов «Шанель №5». 1923

Революцию в моде того периода совершила Габриэль (Коко) Шанель. Речь идет не только о знаменитом предельно лаконичном, откровен­ном графическом решении флакона духов «Шанель № 5» (рис. 47) или о самих духах, в ко­торых впервые была использована смесь хими­ческих веществ для передачи естественных ароматов (1922), но о вне­дрении в повседневный стиль женской одежды из трикотажа. Этот материал считался пригодным лишь для спортивного костюма. Ша­нель перевела его в разряд элегантных. Точно так же стало символом элегантности ее простое «маленькое черное платье» для коктейля. Вместе с простотой кроя Шанель ввела в женскую одежду свободу движений.

Промышленный дизайн

Во Франции 1920-х гг. общественный транспорт быстро воспринял все инновации дизайна. Как только инженер Рауль Дотри возглавил управление государственными железными дорогами, он тут же зака­зал архитектору Анри Пакону разработку проекта нового подвижно­го состава. После создания обтекаемого локомотива 241-101 Etat Па-кон спроектировал новые вагоны и типы железнодорожных станций. Дотри и Пакон старались создать целостную систему железнодорож­ных услуг и пригласили для разработки визуальных коммуникаций известного плакатиста Кассандра (Адольфа Мурона). Внедрение этой системы было приостановлено в связи с началом Второй миро­вой войны.

Престиж любой индустриальной державы во многом определяется состоянием ее морского флота. Французская трансатлантическая компания закладывает новый лайнер «Нормандия». Главным конст-

руктором этого судна был русский инженер, эмигрант Владимир Юр-кевич. Одна из новаций заключалась в использовании в носовой час­ти каплеобразного пузыря, улучшающего обтекаемость судна. Позже, в 1937 г., «Нормандию» оснастили специальными четырехлопастны-ми винтами, форма которых позволяла противостоять кавитации, уменьшить вибрацию и сохранять максимальную скорость при пере­сечении океана. Интерьеры судна (как и во всех лайнерах тех лет, на­поминавшие фешенебельные гостиницы) были выполнены в более старомодном стиле ар деко.

В Германии, несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию, журналы публикуют материалы о новейших дизайнерских тенденциях в быту. На фотографиях интерьеров преобладают рацио­нальная металлическая мебель на трубчатом каркасе, рациональные светильники, лишенные декоративных элементов кухонные шкафы, где все продумано и предусмотрено для хранения и быстрого доступа к продуктам и посуде. Такая нейтральная стилистика давала повод кри­тикам в СССР самым негативным образом отзываться о современных тенденциях в оформлении быта в буржуазной Европе.

Между 1918 и 1922 гг. Италия, так же как и другие страны Европы, прошла через период конверсии экономики военного времени. Во время войны возросло производство металла, быстро развивалась но­вая отрасль — аэронавтика.

Принцип работы компаний, производивших самолеты, автомоби­ли, мотоциклы, оставался почти кустарным, по типу «индивидуально­го пошива» в модном ателье. В результате дизайн эволюционировал не в силу требований рынка или запросов массового потребителя, а скорее исходя из индивидуальных представлений о том, какой долж­на быть вещь сама по себе. В эту коллекцию элегантных находок мож­но включить шасси автомобиля «Лянчия Лямбда» (1922), гидросамо­лет, мотоцикл «Мото-Гуцци» и кофейную машинку «Биалетти» (1930), коммерческий успех к которой пришел много позже.

Одним из участников молодого движения «Новеченто итальяно» (в котором преломлялись классические традиции) был Джованни Понти, архитектор, создатель и бессменный редактор до конца жизни журнала «Домус» (1928). Его можно считать классическим примером Дизайнера, сочетающего проектную, художественную и популяриза­торскую активность. С 1923 по 1930 г. он занимал должность арт-ди-ректора компании «Richard-Ginori». В круг ее объектов входили же­лезнодорожные вагоны, кабины самолетов, роскошные виллы, а

182 Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...

также фарфоровая посуда (впрочем, не имевшая коммерческого успе­ха). В 1933—1936 гг. Понти совместно с Джузеппе Пагано проектиро­вал обтекаемую электричку «Бреда», новаторство которой состояло не только в аэродинамичной форме, но и в решении салона на основе складывавшихся в то время тенденций в авиастроении.

Начиная с 1927 г. постоянно проводилась биеннале декоративного искусства в Монце, в 1930-м трансформировавшаяся в Миланскую триеннале.

В Италии эти годы — время двух различных стратегий дизайна массовой продукции. В автомобильной промышленности развива­лась кооперация между двигательными и кузовными отделами. Авиа­ционная, железнодорожная и военная промышленности обменива­лись информацией и технологией. Примером такого сотрудничества стал автомобиль «Фиат Тополино». Его двигатель был разработан в конструкторском бюро авиационных двигателей, а конструкцию и аэродинамический кузов создал дизайнер Джузеппе Джакоза.

Другой принцип использовал Адриано Оливетти — с 1929 г. вла­делец фирмы «Оливетти». Как и многие промышленники, он бывал в США, где знакомился с принципами рационализации производства. Оливетти считал, что в производстве должны участвовать представи­тели совершенно другой культуры — не технической. В 1940 г. он при­гласил живописца Марчелло Ниццоли для разработки совместно с от­делом компании новой счетной машинки.

Пионеры обтекаемых форм

В 1930-е гг. резко меняется стилистика автомобильных кузовов. Обте­каемость становится основным признаком современности.

Во Франции, например, на автосалоне 1935 г. демонстрировался обтекаемый «Пежо 402», спроектированный в тех же традициях, что и «Крайслер Эйрфлоу» в США.

Андре Ситроен представил переднеприводный автомобиль, обво­ды которого были нарисованы итальянским автодизайнером Флами-нио Бертоне.

Первое упоминание о том, что аэродинамика будет влиять на фор­мы автомобильных кузовов, встречается в ежегоднике немецкого «Веркбунда» в 1914 г. Дизайнер Эрнст Ньюмен писал, что конструкто­ру приходится принимать во внимание фактор сопротивления возду-

183