logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность

281

1954 г. курс на индустриализацию строительства, его ускорение и удешевление.

Во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957) москвичи познакомились с европейской модой, культурой. Это было началом «оттепели» — нового периода в развитии советского общест­ва. Вместе с жизнью «оттаивал» и быт.

Проектированию предметов быта посвящались статьи и целые номера журнала «Декоративное искусство СССР», вспомнили имена конструктивистов и «производственников» 1920-х гг. О культуре бы­та писали книги. Жилые дома, построенные в 1960-х гг. по типовым проектам из блоков или панелей, требовали иной обстановки. Дово­енная мебель просто не могла втиснуться в небольшие по площади комнаты.

Во второй половине 1970-х гг. в мебельной промышленности окончательно утвердилась «отраслевая система унификации щито­вых, эластичных и других элементов мебели», которая, по мысли ее создателей, позволяла дизайнеру из 35—40 форматов мебельных щи­тов и 9 типоразмеров эластичных элементов компоновать различные наборы мебели. Система унификации привязывалась по размерам к архитектурно-строительному модулю. Тем самым старались достичь единства масштабов мебели и архитектуры.

Внедрение стандартов, оправданное на производстве, привело к однообразию форм. Квартиры оказывались похожими друг на друга, несмотря на отличия в декоративной отделке. Б.Н. Нешумов, извест­ный дизайнер мебели, в ходе дискуссии в журнале «Декоративное ис­кусство СССР» так охарактеризовал ситуацию: «Нет проблемы мебе­ли, а есть проблема организации жилой среды»1. Он считал, что необходима координация научных и проектных разработок всех уча­ствующих в создании и организации жилого интерьера.

Модель быта, сформированная торговлей и производством, не совпадала с реальной жизнью. В мебельных магазинах и рекламных проспектах варьировалась одна и та же тема — абстрактный салон, где люди отдыхают, в лучшем случае обедают. Немногие гарнитуры вклю­чали письменные столы, не говоря уже о двухэтажных детских крова­тях, верстаках или тумбочках для домашней мастерской, раздвижных перегородках, трансформируемой мебели.

Рис. 77

И.И. Лучкова, А.В. Сикачев. Система «Мебар». Варианты установки элементов: трансформация потолка и одной стены, трансформация двух стен. 1974

На III Всесоюзном конкурсе бытовой мебели (1975) демонстриро­валась революционная для тех лет работа: система мобильных щито­вых элементов, названная ее создателями И.И. Лучковой и А.В. Сика-чевым «Мебар» (мебель-архитектура) (рис. 77). Шкафы, полки, емкости можно было буквально «вытянуть» за счет того, что обычные стандартные плиты, которыми были облицованы стены, крепились на петлях и шарнирах. В образовавшиеся зазоры вставлялись гори­зонтальные поверхности полок. В такой квартире можно было выде­лить место для работы и отдыха, множество удобных емкостей для хранения книг, инструментов. Мало того, что система была трансфор­мируемой, она еще и пластически изменяла стандартные прямоуголь­ные коробки комнат. «Жилой интерьер превращается в своеобразную "скульптуру", творимую и периодически видоизменяемую самими жильцами», — писали авторы1.

На Всесоюзном конкурсе бытовой мебели 1983 г. поощрительной премией был отмечен комплект каркасной мебели для молодежной комнаты «Структура», выполненный во Всесоюзном проектно-кон-структорском технологическом институте мебели. Идея организации пространства молодежного жилища была продолжена в проекте А. Гу-ревича «Спальня рокера» 1990 г. Серия экспериментальных проектов дизайнеров-мебельщиков Ю. Случевского, А. Тетерина, А. Смагина и Н. Аверьяновой демонстрировалась в 1990 г. на 25-м салоне художни­ков-декораторов (SAD) в Париже. Проекты развивали два основных

1 Мебель организует жилую среду: Дискуссия // Декоративное искусство СССР. 1974. №4. С. 16.

1 Лучкова И.И., Сикачев А.В. Смелее экспериментировать! //Декоративное искусст­во СССР. 1975. №7. С. 11-12.

282 Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности

направления: своего рода геометрический конструктивизм и ассамб-ляж в духе визуальных метафор.

Дизайн в государственной системе

Постановлением Совета министров СССР 1962 г. предписывалось со­здать художественно-конструкторские подразделения в машинострое­нии и производстве бытовых изделий. Каждое предприятие было обя­зано иметь товарный знак. Дизайн стал развиваться на государственной основе, превратившись в часть общегосударственного планирования. Для разработки и внедрения методов художественного конструирова­ния, определения требований дизайна к изделиям был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстети­ки (ВНИИТЭ) с восемью филиалами — в Ленинграде, Вильнюсе, Харь­кове, Свердловске, Баку, Тбилиси, Ереване, Хабаровске.

В то время термин «художественное конструирование» обозначал дизайнерскую практику и метод, термин «техническая эстетика» — научные исследования в дизайне. Изучение истории и теории дизай­на, создание методик проектирования, определение потребительских требований к изделиям, психофизиология и эргономика были лиди­рующими направлениями в деятельности института на протяжении почти 30 лет. «Необходим был синтез знаний, соотнесенный со спе­цификой проектной деятельности в дизайне», — писал директор ВНИИТЭ Ю.Б. Соловьев [Соловьев, с. 1].

Благодаря ВНИИТЭ были разработаны и утверждены юридичес­кие нормы дизайна как профессии.

Рис. 78 Ю. Долматовский, А. Ольшанецкий,

А. Черняев. Автомобиль-такси.

Экспериментальный образец. Конструктивная схема. 1965—1966

Один из наиболее ярких проектов 1960-х гг. — специа­лизированный автомобиль-такси (рис. 78). Действующий образец с кузовом из стекло­пластика был построен в мас­терских института. Проект подробно анализировался в журнале «Техническая эстети­ка», издававшемся с 1964 г.: необычный внешний вид, ва­гонная компоновка, широкая

283