logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура

Русский модерн: поиски стиля

Дизайн и техника

Промышленная революция в России фактически началась в XIX в., когда в других странах Европы она была уже в разгаре. Первым испы­тал ее мощное воздействие транспорт. Железные дороги потребовали создания соответствующей инфраструктуры — от обслуживания и ре­монта паровозов и вагонов до управления движением, создания сис­темы сигнализации и телеграфной связи. Вспомним, что граф Стро­ганов учился как раз в Институте инженеров путей сообщения.

Строительство первой железной дороги от Петербурга до Царско­го Села с веткой до Павловска началось 1 мая 1836 г. Главным инже­нером строительства был профессор Венского политехнического ин­ститута Франц Герстнер.

Пригородная ветка кончалась в самом Павловске, в парке. Здесь и возвели большое здание с рестораном, концертной эстрадой и залом для балов, получившее название «воксал» (от англ. Vauxhall — увесели­тельное заведение близ Лондона в XVII в.). «Воксал» притягивал пуб­лику из Петербурга в летние месяцы. Постепенно вокзалом стали на­зывать все крупные здания на станциях других железнодорожных линий.

30 октября 1837 г. состоялся первый рейс. Паровоз «Проворный», построенный на заводе Дж. Стефенсона по чертежам Санкт-Петер­бургского политехнического института, вел сам Герстнер. В поезде было 12 прицепных экипажей нескольких типов: «ваггон» — открытая платформа, «берлина» — первый класс, «дилижанс» — второй, «шара­бан» — третий.

L

86