logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция

215

Занимаясь разработками для компании «Форд», Майе вводит та­кие новшества, как тонирование стекол в янтарный цвет, соединение достоинств лимузина и пикапа в одном автомобиле, богатые возмож­ности трансформации внутреннего пространства.

Дизайнер считает, что при покупке человек руководствуется ско­рее эмоциональными, чем рациональными, мотивами1. Несмотря на применение современных компьютерных технологий, создание гли­няного макета в натуральную величину остается важным этапом рабо­ты автодизайнера. Одна из причин — необходимость ощутить в реаль­ном времени впечатление от разглядывания автомобиля со всех сторон.

Детройтский автосалон 2000 г. выявил новые тенденции, связанные с альтернативным топливом и гибридными силовыми установками.

Многие считают современное увлечение внедорожниками реакци­ей автомобилистов «на исчезновение большого американского авто­мобиля, мощного, комфортабельного, но необыкновенно прожорли­вого... В итоге, становясь все комфортабельнее и роскошнее внутри, солиднее снаружи, утилитарные некогда машины во многом подме­нили в США традиционный легковой автомобиль»2. Актуальный на сегодня динамичный, спортивный, рекреационный стиль жизни тре­бует и своего «автомобильного» подкрепления.

1950-е годы: «золотой век» дизайна

В книге классика американского дизайна Джорджа Нельсона «Про­блемы дизайна» (первое издание — 1957 г., в 1960-х гг. была переведе­на на русский язык) есть крылатая фраза: «Никогда не говорите дизай­неру, что вам нужен мост, говорите, что нужно спроектировать переправу». Нельсон предпочитал сам формулировать проектное зада­ние, решая проблемы заказчика. Дизайн-бюро Нельсона специализи­ровалось на широком спектре дизайнерских услуг — от разработки графических систем и упаковки до архитектуры, оборудования офис­ных помещений, новых видов промышленных изделий. Такой тип ор­ганизации дизайнерской деятельности, получивший название «consul-

1См.: Blair D. Auto-Emotive Design: Interview with J. Mays (January 1999) // Let's entertain. Life's Guilty Pleasures. Walker Art Center. Minneapolis, 2000. P. 58.

2 Сунтеев А. Автодизайн из Детройта// Мир дизайна. 2000. № 1. С. 92.

tancy» — проектно-консультационного бюро, на рубеже XX—XXI вв. стал наиболее распространенным. Дизайнерский проект, разработан­ный в проектно-консультационном бюро, содержит множество других сведений и материалов: расчеты эффективности, эргономические ис­следования, рекомендации по организации производства и сбыта. Ка­чество проекта определяется его всесторонностью.

В 1950-х гг. дизайнером-графиком Полом Рэндом был разработан логотип знаменитой ныне фирмы IBM — буквы, напоминающие раз­вертку телевизионного экрана.

Именно дизайнеры пришли к необходимости упорядочить визу­альный облик компании, сделать его узнаваемым и отличным от дру­гих фирм.

IBM производила компьютеры, занимавшие в те годы целые поме­щения. Архитектор Эллиотт Нойес задал модульно-блочный стиль первого компьютерного оборудования. Ему удалось зрительно объе­динить процессоры, вводные устройства, шкафы для дисков, придав этим разнородным предметам общие мебельные габариты и в едином стиле оформив панели.

Дизайнер-график Алекс Бродович в корне изменил облик иллюст­рированных изданий и особенно журналов моды. Ему принадлежит авторство характерного для 1950-х гг. разворота из элитарного дизай­нерского журнала «Портфолио»: знаменитый дизайнер Чарлз Имс и его жена Рей лежат, раскинув руки, как бы прикованные каркасами своих стульев. На другой странице — текст, поясняющий, как именно возникла идея формы этой мебели. Имс изучал архитектуру, работал в архитектурной фирме в Сент-Луисе, в конце 1930-х гг. стал директо­ром отдела экспериментального дизайна Художественной академии Крэнбрук в Детройте. Вместе с Эро Сааринненом исследовал возмож­ности пластмасс и новых материалов и технологий в мебельном ди­зайне. Новые пластичные по форме стулья из клееной фанеры пред­полагали появление новой эстетики «сидения». Рей Имс занималась абстрактной живописью, затем — проектированием детских игрушек, конструкторов, которые, как любые модульные системы, не устарева­ют со временем. В 1960-е гг. Имсы построили свой дом из стандарт­ных заказанных по каталогу деталей, снимали фильмы, проектирова­ли универсальную офисную мебель на алюминиевом каркасе, широко используемую в 1970— 1980-х гг. в залах ожидания аэропортов и вокза­лов. Кресло Имса считается одним из самых удобных. Прототипом Для него послужила мебель... старых английских клубов. Вершиной

216