logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей

19

нованная на количестве ударов, высоте звука и длине пауз между ни­ми, — прообраз азбуки Морзе, передающей своеобразные «биты» информации.

Протодизайн и технология. Плетенки и шарниры

Любой предмет, древний или современный, связан с суммой техноло­гических знаний и процессов. Не так-то просто изготовить самый ба­нальный каменный топор или рубило. Студенты-антропологи в США лишь путем проб и ошибок установили наиболее эффективные углы нанесения ударов одного камня по другому, позволяющие за мини­мальное число операций получить острые режущие кромки.

Но речь идет и о технологии применения вещей. Многие предме­ты доисторической, да и исторической поры до сих пор остаются за­гадками именно из-за незнания того, как они использовались.

В прошлом технология изготовления полностью определяла кон­струкцию и внешний вид вещи. Мастера умели обыкновенную дере­вянную ложку вырезать в 17 операций, оставлявших на поверхности следы. Отработанная веками совокупность ударов порождала пред­мет. Говоря об анонимном протодизайне, прежде всего подчеркивают естественность материалов и особенности их обработки, следующие за внутренней структурой и физическими свойствами. Работая с дере­вом, мастера искали эффективные технологии и конструкции. Гото­вые стулья и табуреты могли буквально «находить» в срубленных де­ревьях. Достаточно было выбрать кусок ствола с отходящими от него четырьмя сучками, обрезать лишнее — и сиденье готово. Широко применялось соединение плоских деталей или бревен «на врезках» или по типу сруба. Этот принцип наиболее распространен в простей­ших детских конструкторах, а также в абстрактных пространственных композициях художников-авангардистов. С той лишь разницей, что вместо бревен здесь используются листы картона или металла с про­резями на ширину материала и детали прочно удерживаются за счет силы трения. Обращение к технологии соединения деталей «на врез­ках» или использование модульно-пропорциональных соотношений размеров роднят русский конструктивизм с древнерусским деревян­ным зодчеством.

Самая древняя из сохранившихся технологий получения различных форм изделий — плетение. Эта операция легко поддается алгоритмиза-

ции и компьютерному моделированию. Наблюдая за тем, как мастер плетет, например, корзину, нетрудно заметить, что он автоматически придерживается неких модульных соотношений размеров (рис. 2).

Тот же принцип плетенки использовался и в русских берестяных изде­лиях. «Не будет преувеличением сказать, что в истории культуры Руси бе­реста сыграла не менее важную роль, чем папирус в истории цивилизации Древ­него Египта»1.

Береста (верхний слой березовой коры; в разных районах ее называли по-разному: береста, берества, бересто, скала), гибкий, податливый, водоне­проницаемый, «теплый» материал с белой гладкой поверхностью, не требу­ющей дополнительной обработки, бла­годаря своим свойствам оказался уни­версальным.

Рис. 2 Мастер плетет корзину

Заготавливали бересту ранней вес­ной. Саргу (берестяную ленту, или лыко) срезали со ствола по спирали, получая ленты длиной несколько ме­тров. Перед началом работы саргу смазывали льняным маслом и при­ступали к плетению при помощи кли­нообразного инструмента — кочедыка. Сшивали полоски такими же берестяными лентами, иногда применяли принцип соединения в прорези.

На бересте писали, рисовали географические карты. Из бересты шили лодки. Берестяные пластины — скалы — подкладывали под те­совые кровли. Даже болотные сапоги, непромокаемые куртки и фу­ражки можно было сплести из бересты. Берестяными были и ведра, выполненные на основе сколотней — снятой целиком по кругу с де­ревянного чурбака коры, к которой приделывали дно и ручку.

Блинов Г. Берестяные сказки // Знание — сила. 1986. № 5. С. 24.


Но самыми распространенными изделиями были короба, туеса, корзины, чехлы для ножей, плетеные бутылки и шаркуны — погре­мушки с сухими семечками или камушками внутри. Заплечные коше­ли с лямками служили чем-то вроде рюкзаков. Они могли быть и двух-

20