logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 3

кович, А. Мосолов, В. Дешевов). Но особенно ярко он воплотился в архитектуре и дизайне.

«Конструкция есть современное мировоззрение»1

Что такое конструктивизм?

Конструктивизм возник в Советской России как концепция фор­мообразования в художественном творчестве и «производственном искусстве» 1920-х гг. Но в ходе эволюции он стал отождествляться со стилем 1920-х гг. в целом. Иногда к конструктивизму относят вообще любое художественное произведение либо проект тех лет, где форма строится на основе геометрических элементов и есть четко выраженная технологическая, структурная и функциональ­ная задача.

Сам термин происходит от названия творческого объединения художников, назвавших себя «группой конструктивистов». Группа возникла в феврале 1921 г., в число первых членов входили: А. Ган, А. Родченко, В. Степанова, В. и Г. Стенберги, К. Медунецкий и К. Иогансен. Название группы связано с характерным этапом худо­жественных поисков русского авангарда, в ходе которых создавались абстрактные композиции с преобладанием структурных, геометри­ческих, комбинаторных принципов. Эти композиции, выполненные в технике живописи или графике, объемных макетов, и получили название «конструкции».

Конструктивизм проявился в литературе — группа «поэтов-конст­руктивистов» и «литературный центр конструктивистов» (1924) и да­же в музыке — идея «музыки машин» середины 1920-х гг. (Д. Шоста-

1 Родченко А. М. Лозунги. 1921 //В кн.: Родченко A.M. Опыты для будущего. М., 1996. С. 126.

Абстрактные конструкции - первый этап формирования концепции конструктивизма

Первый этап сложения концепции конструктивизма — эксперимен­тально-художественный. Условно его границами служат 1914-й, когда живописцем Владимиром Татлиным были созданы первые контр­рельефы, и 1921 года, когда группа художников-беспредметников на выставке «5x5=25» объявила о конце лабораторных поисков и о пере­ходе к «производственному искусству».

Контррельефы впервые экспонировались в мастерской Татлина на Остоженке после поездки художника в Берлин (1914), где он участво­вал как певец-бандурист в рамках русской кустарной выставки. По окончании выставки Татлин посетил мастерскую Пикассо в Париже. Контррельефы представляли собой композиции, составленные из разнородных материалов — кусков жести, проволоки, дерева, обоев, штукатурки и стекла. Все эти материалы, минимально обработанные, вырезанные в форме элементов кубистической композиции (т.е. свер­нутые в цилиндр жестяные или картонные плоскости, деревянные бруски, куски стекла прямоугольной формы, полоски металла), были укреплены на деревянной основе. Получалась рельефная коллажная композиция. Из-за значительной высоты рельефа эти композиции и получили название контррельефов.

Девиз Татлина «Ставлю глаз под контроль осязания» можно рас­шифровать как подключение к восприятию произведений тактильно-осязательных впечатлений от сочетания материалов разнообразной фактуры и цвета. Контррельефы задали определенное направление. Художественные выставки превратились в своеобразное соревнова­ние за предельную новизну авторских концепций, изобретательство, развитие профессиональных основ живописи, как тогда говорили, имея в виду мастерство живописной фактуры и композиции, умение работать с различными материалами.

Конструктивизм исходил из концепции построения форм, осно­ванной на выражении внутренних структурных связей между абст­рактными геометрическими элементами, изучении выразительности сочетаний различных материалов.

126