logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 2. От канона — к началам проектирования

25

ловека, но и его подвижность, физические возможности. Все подвиж­ные детали соединялись при помощи заклепок. Сочленения в локтях, коленях, запястьях невероятно сложны. Облачаться в доспехи следо­вало в строго определенном порядке, снизу вверх. Поверхность лат украшали выгравированный, а иногда и золоченый, орнамент и че­канка, имитирующие кружева или узоры на ткани. Эта внешняя обо­лочка — вторая одежда — без соответствующих атрибутов восприни­малась как «нагота» и требовала дополнительных знаковых признаков для распознавания статуса, звания, рода.

Шлемы снабжались хитроумными запорами, сдвижными забрала­ми, специальными окошками для вентиляции. Конец всему этому со­вершенству кузнечного мастерства положили в XVII в. арбалеты, ру­жья, мушкеты, пушки...

Формы и технологии изготовления лат возродились уже в XX в., но для совершенно иных целей. На основе конструкции кольчуги Пако Рабанн в 1960-х гг. проектирует платья из металлических колец и пла­стинок. Джордж Лукас одевает героев своей киноэпопеи «Звездные войны» в костюмы, весьма напоминающие средневековые латы, для того чтобы подчеркнуть их агрессивность, могущество, неуязвимость. К опыту прошлого обращаются проектировщики защитной спортив­ной одежды и военного снаряжения.

Качество изделий оружейников той поры свидетельствует о том, что рождение вещи — это ритуал посвященных мастеров. Абсолют­но одинаковые предметы в такой системе практически невозмож­ны. Все изделия чуть-чуть отличаются друг от друга в цепи непре­рывного совершенствования подобно тому, как обтачивается морем галька.

В дизайне такой тип предметного воспроизводства называют ка­ноническим.

«Канон — это система правил, принципов, норм, приемов работы, символических ценностей и социально-культурных значений данно­го общества, овеществляемых, в частности, в предметной форме ре­месленного продукта»1. Канон — это и есть проект, зафиксированный в культуре.

Из поколения в поколение ремесленники, объединенные в цехи, передавали навыки и профессиональные секреты в процессе работы. В этом причина сложности возрождения распространенных когда-то

Сидоренко В.Ф.Методика художественного конструирования. М., 1983. С. 8.

народных промыслов — ложкарного, игрушечного, плетения из лыка и бересты и т.д.

Мастера прекрасно знали своих заказчиков, их вкусы, желания. У каждого перед глазами были реальные образцы-эталоны, которым нужно следовать. Не было необходимости в каком-то особом этапе — проектировании.

С началом промышленной революции ремесленный тип произ­водства не исчез полностью. Он видоизменился, став одной из раз­ведывательных областей производства. Создание уникальных науч­ных приборов, разработка новых видов техники, моделирование структуры будущей вещи из подручных материалов с тем, чтобы проверить ее реальную кинематику и масштаб, даже отработка поверхности автомобиля на деревянных болванках — все это следы ремесленного производства, но уже в качестве составной части ди­зайна, этапа проектирования. Среди подобных кустарей в совре­менном мире и художники-кинетисты, использующие механизмы и электронные устройства в интерактивных произведениях, и фото­графы, владеющие сложными рецептами и технологиями обработ­ки негативного и позитивного изображения. При всей своей техни­ческой и научной оснащенности дизайнер многое сохраняет от этой древней кустарной технологии, особенно в части, касающейся его авторской лаборатории формообразования. Для одного все сводит­ся к рисункам и эскизам на бумаге, для другого — к макетам из под­ручного материала, третий пробует имитировать законченную про­мышленную технологию на действующем макете. Качество ремесленной технологии в прошлом определялось навыком и точ­ностью движения рук. Дизайнеру, проектирующему в расчете на тот или иной вид промышленной технологии, все равно необходимо вживаться в технологии, часто представляя эти процессы опосредо­ванно, моделируя их мысленно или при помощи материалов-заме­нителей.

На эволюцию форм экипажей существенное влияние оказали не­сколько факторов. Во-первых, материал, конструкция и скорость. Во-вторых, потребность в комфорте и безопасности.

Самым старым средством передвижения считаются сани и волоку­ши. Арбы и дорожные повозки сменились колесницами, которые представляют собой скорее спортивный и военный снаряд, нежели средство передвижения. Неуклюжие римские повозки с передними колесами без поворота соответствовали медленному и неторопливому

26