logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.

195

ПЛМССС0 — ЖСПОЕСС

te

Рис. 51

В. Мещерин. Боковой вид, план и разрезы глиссера-катамарана ОСГА-25. Главный конструктор судна — В. Гартвиг. 1937

валась вверх и опоясывала сиденья, создавая одновременно ощуще­ние безопасности и защищенности.

ОСГА-25, несмотря на значительные размеры (24 м в длину и 12 — в ширину), имел компактную и цельную форму. Проектировщикам удалось зрительно объединить сложную конструкцию катамарана, выделив смотровой салон в передней части между поплавками, где и размещалась основная масса пассажиров. И мост, и поплавки выгля­дели как единый ансамбль. Плавная параболическая линия очерта­ний верхней палубы начиналась в кормовой части и как бы охватыва­ла весь корпус судна (рис. 51).

К 1938 г. постройка была завершена. Глиссер курсировал на пасса­жирской линии Ялта — Севастополь. Он мог перевозить до 150 пасса­жиров со скоростью 80 км/час.

Быт и городской дизайн

В довоенных художественных фильмах часть действия обязательно происходила на улицах, в основном летом, чтобы показать, насколько прекрасен облик социалистических городов, насколько они удобны для жизни. Городская среда в идеале представлялась парком — с белы­ми деревянными эстрадами и беседками в форме классической архи­тектуры, скамейками и непременными статуями девушек с веслом.

Желание городских властей благоустроить город реализовалось ар­хитекторами и дизайнерами в серии проектов летних кафе с балюст­радами и навесами, отдельных образцовых проектах торговых киос-

ков. Проектирование летних кафе требовало известной изобретатель­ности, поскольку оборудование должно было быть легким, складиру­емым, дешевым.

Как дизайнерские произведения уживались в перенасыщенной декоративными и изобразительными элементами среде — показыва­ют выставки второй половины 1930-х гг. Прежде всего речь идет о тщательно готовившихся экспозициях на международных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939), для которых создавались доро­гостоящие павильоны со скульптурой на крыше — «Рабочий и Кол­хозница», «Рабочий со Звездой». Внутренняя отделка включала все виды изобразительного и прикладного искусства: роспись стен, вит­ражи, мозаику, лепные барельефы, гигантские фотопанно, скульпту­ру, керамические вазы и т.д. Здесь, так же как в Париже в 1925 г., бы­ло своего рода единство экспозиции. Однако задача была другой — не столько показать демократический функциональный срез жизни, сколько поразить воображение богатством и мощью. Вкрапления техники в этих экспозициях имели уже меньшее значение, чем собст­венно сам фасад. По тому же пути развивалось и оформление главной экспозиции страны — Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, открывшейся в 1939 г. и претерпевшей за свою историю несколько трансформаций.

Молодежная мода 1930-х гг. складывалась под влиянием спортив­ных парадов, спартакиад и физкультурного комплекса зачетов на зна­чок «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО).

Несмотря на очевидные достижения в создании уникальных объ­ектов, профессия дизайнера в 1930-е гг. развивалась как бы в скрытой форме. Стране были известны имена актеров, писателей, ученых, изобретателей, летчиков, иногда — художников и архитекторов, в то время как дизайнеры оставались в тени. Они не имели собственной профессиональной организации по типу Союза художников, компо­зиторов или писателей. Если в 1920-е гг. существовали неформальные объединения («Группа конструктивистов», Левый фронт искусства, «Октябрь», частично дизайнеры сотрудничали с объединением архи­текторов «ОСА»), члены которых создавали оригинальные проекты, вырабатывали направления развития дизайна, то в следующее десяти­летие дизайнеры оказались распылены и вынуждены были специали­зироваться по отдельным отраслям промышленности.

196