logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей

21

алойными. Благодаря прекрасной теплоизоляции пища в них долго сохранялась горячей или холод­ной — по необходимости. Все это было легким и прочным, детали легко поддавались замене и по­чинке.

Рис. 3

Ф. Гери. Кресло. 1991—1992.

Производство фирмы «Knoll». Гнутое

дерево с ламинированным покрытием

Туески, лукошки, коробки украшали росписью, тиснением, процарапыванием, а также про­резным орнаментом. В Вологод­ской области в начале XX в. в ка­честве сувениров для горожан и дачников делали футляры для очков, сухарницы, конфетницы и подстаканники.

Та же технология, несмотря на

кажущуюся архаичность, часто встречается и в произведениях совре­менных дизайнеров и художников. Используя переплетение широ­ких полос, Фрэнк Гери сконструировал кресло с необычными свой­ствами (рис. 3). Вместо традиционных ножек, спинки и сиденья здесь комбинация нескольких плетеных поверхностей.

Переплетение двух фотоизображений в коллаже художника созда­ет впечатление, будто одна фотография входит в другую и буквально растворяется в ней.

Один из конструктивных принципов, имеющий более чем тысяче­летнюю историю, — шарниры.

В Римско-германском музее в Кельне хранится крошечный брон­зовый экспонат — подставка для светильника, состоящая из трех вза­имно соединенных шарнирных элементов, благодаря которым она складывается в небольшую палочку. По тому же принципу изготовля­лись складные стулья в Древнем Египте и Греции.

В Средние века на шарнирах мастерили откидные кровати, поход­ные складные столы. Хитроумные шарниры и сочленения, напомина­ющие панцирь насекомых, применялись в конструкциях рыцарских доспехов. В устройстве тента кареты или автомобиля с откидным ку­зовом, в конструкции фотоаппарата с раздвижным мехом, рычажных весах, шатунах паровоза мы видим все тот же элемент. В одном случае он позволяет сделать вещь складной и в то же время точно соблюсти

необходимые габариты и размеры (например, дверь в троллейбусе). В другом случае служит для измерения веса. В третьем — это необхо­димая деталь механизма по превращению поступательного движения во вращательное.

Серия шарниров, соединенных друг с другом, напоминает уже пе­реплетения ткани и превращается в конструкцию решетки. Универ­сальность ткани как материала объясняется ее гибкостью, способнос­тью трансформироваться, принимать любую форму. На том же принципе шарниров основаны раздвижные кронштейны для ламп, решетки, потолки, столы и т.д.

Таким образом, историю дизайна можно рассматривать с самых раз­ных точек зрения. Эволюция стилей дает смену форм в зависимости от культурно-исторических эпох и художественных открытий. Функцио­нальные особенности вещи раскрывают изобретательность их создате­лей, условия использования. Конструктивный анализ помогает увидеть повторяющиеся на протяжении веков пространственные, динамичес­кие и модульно-геометрические структуры. Коммуникативные, маги­ческие функции объясняют социокультурную роль вещи. Способы из­готовления свидетельствуют о происхождении тех или иных форм. Авторские наброски и идеи раскрывают методы проектирования.

Вопросы и задания

  1. В чем специфика дизайна по сравнению с другими видами творческой художественной деятельности?

  2. Назовите основные функции вещи.

  3. Назовите некоторые повторяющиеся на протяжении веков конструк­ тивные принципы организации формы и структуры вещи.

  4. Что может быть объединяющим принципом в устройстве следующих вещей: полинезийский барабан, телеграф с азбукой Морзе и компьютер?

  5. Что общего между носовым платком, волейбольной сеткой, радиобаш­ ней инженера В.Г. Шухова и лаптями?

Литература

Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.Б. Смир-нитского. М., 1995.

Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. М., 2001.

22