logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 1

«Баухауз»: прообраз дизайнерской школы

От экспрессионизма - к дисциплине форм

В начале XX в. в Европе существовали четыре крупных центра нового стиля: Франция, Германия, Россия и Голландия. Но лишь в России и Германии возникли совершенно новые типы учебных заведений — школы универсального дизайнерского профиля с оригинальными и в чем-то похожими принципами построения учебных программ.

В 1919 г. Вальтер Гропиус был назначен главой двух художествен­ных школ в Веймаре — Школы искусств и ремесел и Института изящ­ных искусств — и объединил их в одну. Война разуверила Гропиуса в промышленности как движущей силе прогресса. Он обращается к предметно-художественному творчеству как к инструменту для по­строения гуманной среды.

Слово «Баухауз» Гропиус придумал сам (инверсия слова «Haus-bau» — строительство домов), оно символизировало построение свое­образного храма искусства, в котором есть место всем ремеслам и ис­кусствам под крышей архитектуры, при ее ведущей роли.

Манифест «Баухауза» состоял из текста, написанного Гропиусом, изображения готического собора с сияющими звездами на линогравю­ре Лайонелла Файнингера. Собор с тремя шпилями символизировал единство архитектуры, живописи и скульптуры. Гропиус писал: «Нет границ между ремеслом и скульптурой или живописью; они и есть зда­ние. <...> Давайте вместе создадим это здание будущего, где все будет слито в единой форме. Архитектура, и скульптура, и живопись»1.

DrosleM.Bauhaus. 1919-1933. Koln, 1993. S. 18.

144