logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция

219

датчиками, реагировавшими на присутствие человека, художники со­здавали интерактивные произведения.

История развития компьютерного дизайна — это история сопер­ничества двух фирм, двух концепций. Первоначально фирма IBM специализировалась на офисных машинах, фирма «Apple» — на пер­сональных.

Стив Возняк и Стив Джоб создали свой первый «Apple» в гараже и зарегистрировали компанию в 1977 г. Данные в компьютер можно бы­ло вводить с клавиатуры по типу пишущей машинки, а за результатами операций следить на экране обычного телевизора. Компьютер прода­вался по почте в виде набора деталей. Следующий шаг — изобретение флоппи-дисковода для считывания и записи данных. В ответ в 1981 г. IBM разработала PC, ставший стандартом персонального компьютера. Спустя три года появился компьютер с графическим интерфейсом, управляемый мышью, — «Apple Macintosh». Графический интерфейс программ, общее решение устройства были более дружелюбными, эмо­циональными, человечными. Многие элементы современных про­грамм — и заставки, и графика иконок, и звуковые сигналы — все это результат проектного дизайнерского творчества, опирающегося на экс­перименты современного искусства компьютерной графики.

Адаптации компьютера как культурного инструмента помогло со­временное искусство и его технонаучная ветвь, связанная с кинетиче­ским и оптическим искусством. В 1967 г. американский художник Фрэнк Малина основал журнал «Леонардо», посвященный взаимоот­ношению науки, искусства и технологии. Проблемы визуального вос­приятия, программирования художественного творчества, создание видеоинсталляций, экологических форм искусства (искусственных ландшафтов) — все это темы публикаций. Фактически статьи журна­ла представляли собой что-то вроде разведки новых дизайнерских по­лей. Подобные новации были отражены и в книге Д. Дэвиса «Искус­ство и будущее. История / Прогноз сотрудничества искусства, науки и технологии». Книга начиналась с проектов и работ футуристов и рус­ских конструктивистов, а заканчивалась инсталляциями, светодина-мическими устройствами и программированным искусством1.

На заре XX в. в искусстве доминировали криволинейные контуры модерна. Век спустя сложная кривизна поверхности повторилась в

1 См.: Davis D. Art and the Future. A History / Prophecy of the Collaboration between Science, Technology and Art. New York; Washington, 1973.

разработках главного дизайнера компании «Apple» (с 1992 г.) Джона­тана Ива. Он ввел в моду «ледяной», прозрачный тип корпусов компьютеров. Тогда же родилась идея сделать прозрачные окошки или части корпуса и в других элементах компьютерной системы. По­добное окно в виде яблока появилось и на поверхности мыши. «Через логотип "Apple" вы видите всю эту мышиную фабрику в действии. Это довольно интригующее зрелище»1. В 1998 г. на презентации монобло­ка «iMac» с прозрачной задней стенкой корпуса поклонники «Apple» могли увидеть и новый ноутбук. С непривычки он напоминал микро­схему, залитую желе. Мода на такие решения охватила и другие элек­тронные изделия — от мобильных телефонов и коробок компакт-дис­ков до принтеров и сканеров.

В 1990-х гг. в число приоритетных направлений входит дизайн, связанный с индустрией отдыха и спорта, прежде всего с производст­вом обуви и одежды. В дизайн-бюро фирмы «Nikes» разрабатывается до 10 тыс. проектов в год, из них более 300 — обуви. Здесь же был со­здан и проект Центра спортивной обуви, открывшегося в Нью-Йорке в 1996 г. В нем выставлены модели обуви для различных видов спорта, а благодаря компьютерным программам можно точно подобрать обувь по размеру, характеристикам, стилю. Подобные центры предпо­лагалось построить в Лондоне, Париже, Берлине и Токио2.

Путешествия — также часть новой стратегии дизайна. Так, в мае 2001 г. в залах ожидания Нью-Йоркского аэропорта им. Джона Кен­неди вместо привычных реклам сигарет пассажиров ожидала видео­инсталляция на тему путешествий, созданная в архитектурной студии «Diller+Scofidio». Дизайн-студия «Machine Graphics» предложила сво­ему заказчику — компании «American Tourister» — новую экипировку для туристов на 2001 г. В качестве дополнения к жакетам и жилеткам со множеством карманов, удобной одежде для путешествий, предла­гались выпущенные в ограниченном количестве костюмы, навеянные фильмом Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея». В этих кос­тюмах использованы достижения космической эпохи: антистатичес­кая и антимикробная ткань, сохраняющая температурный режим те­ла. Дизайн-студия помогла сформировать новый имидж туриста, предложив более высокий уровень удобства в путешествии.

1Blair D. Bondi Blue: Interview with Jonathan Ive (June 1998) // Let's entertain. Life's Guilty Pleasures. Walker Art Center. Minneapolis, 2000. P. 67.

2 См.: Blair D. Fast on His Feet: Interview with Gordon Thompson III (October 22, 1996) //Ibid. P. 85.

220