logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма

159

четание функций, применение сложной кинематики конструкции (складывание и раскладывание), поиск простой, ясной и композици­онно острой формы.

Задания по проектированию подразделялись на две группы: так называемую «лицевую обработку металла» и «конструирование ме-талловещей». Под «лицевой обработкой» Родченко имел в виду ин­формационно-рекламные проекты, например, указателя трамвайной остановки, значка, упаковки для продуктов, витрины или уличной рекламы. Такие задания предполагали грамотное решение графичес­кой композиции, знание различных технологий получения изображе­ния на бумаге, стекле, металле, способы травления, эмали, трафарет­ной печати и т.д.

Второй тип заданий был рассчитан на тренировку конструктор­ских навыков. Начиналось все с простейших, элементарно устроен­ных вещей: дверной ручки, пепельницы. Затем предлагалось спро­ектировать более сложные предметы: лампу, складной стул, театральный киоск. В конструкции таких вещей, как многофункци­ональный стол, полка для книг или убирающаяся кровать, ценилось остроумное решение пространственной структуры, позволявшее ве­щи динамично раскрываться в пространстве и компактно склады­ваться.

В каждом задании была своя изюминка, даже в его формулиров­ке. Проектировали не просто киоск, а складной киоск-витрину; не просто чайник, а походный чайник, он же котелок, сковорода и что-либо еще; не просто кресло, а кресло-кровать. Получались многофункциональные вещи-аппараты с разнообразной кинема­тикой и ажурной формой, откровенно показывавшей принцип их устройства. Курсовые проекты выполнялись в материале — либо в натуральную величину, либо в масштабе. Тут проверялось умение студента работать с разными материалами, знание станков и инст­рументов.

Яркий пример такого подхода — универсальный стол студента И. Морозова 1926 г. (рис. 40). Этот стол — целый комбинат из вещей. С одной стороны половина крышки стола откидывается вверх, от­крывая обеденный стол с укрепленными под крышкой столовыми приборами. Вместо скатерти — перематывающаяся с одного вала на другой широкая бумажная лента. На другой половине стола укрепле­на фиксируемая под любым углом доска для черчения. В нижней части хранятся складные металлические стулья. В эти же годы на де-

ревообрабатывающий факультет приходит архитектор А. Лавинский, автор фантастического проекта «Го­рода на рессорах», обсуждавшегося в ИНХУКе. Он ввел новую, акту­альную, тематику проектирования, отстаивал более лаконичные при­емы оформления мебели, вводил принципы обнажения деревянной конструкции, ее геометризацию. Вместо изготовления традицион­ной резной мебели и деревянных павильонов перешли к проектиро­ванию внутреннего оборудования квартир и оформлению клубов.

Рис. 40

И. Морозов. Универсальный

трансформирующийся стол.

Руководитель А. Родченко 1926

В 1925 г. на деревообрабатываю­щем факультете начал преподавать вернувшийся из Берлина Эль Лисиц-кий. Тесно связанный с архитекто­рами, он участвовал в разработке об­разцовых проектов домов-коммун. А студенты под его руководством вы­полняли проекты встроенной мебели. Лисицкий считал, что современ­ную квартиру или комнату необходимо разрабатывать с максимально трансформирующимся стационарным внутренним оборудованием, на­подобие кают парохода или купе поезда. В конце 1920-х гг. дипломники Лисицкого проектировали как стандартную унифицированную мебель, так и мебель для конкретных объектов — например, для каюты капитана рефрижераторного судна.

В 1928 г. Лисицкий выступил с докладом о художественных пред­посылках стандартизации бытовой мебели на заседании одной из сек­ции Совнархоза, посвященном производству мебели. Сформирован­ные им пять основных принципов работы дизайнера-мебельщика актуальны и поныне.

«На чем основана выразительность современных вещей?

  1. Они представляют самих себя, а не изображают что-то совсем другое. ОНИ ЧЕСТНЫ.

  2. Глаз воспринимает их как целое, не блуждая и не застревая в пу­ танице формы. ОНИ ЧЕТКИ.

160