logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 4. Русский модерн: поиски стиля

87

Линия Москва—Петербург, начавшая функционировать в 1851 г., была самой протяженной в мире. Ее проект разрабатывал Павел Пет­рович Мельников, автор первого в России труда «О железных доро­гах» (1831). С развитием железнодорожного строительства создаются концессии. Одной из самых коммерчески удачных была концессия Карла Федоровича фон Мекка, занимавшаяся строительством желез­ной дороги Москва—Коломна, а затем Москва—Рязань.

Строительство новых железных дорог спровоцировало бум мосто-строительства. (В России первый постоянный чугунный мост был со­оружен через Неву в Петербурге в 1850 г.) В те годы в мировой науке отсутствовала единая теория ферм. Инженеры варьировали комбина­ции конструктивных систем — арочные фермы, коробчатые, консоль­ные. Каждый патентовал свой тип решетчатых конструкций. Первое значительное исследование в теории стержневых систем было прове­дено Дмитрием Ивановичем Журавским. Для определения величины нагрузки ферм он использовал модель конструкции с горизонтально натянутыми струнами одинаковой толщины. Затем нагружал модель и при помощи смычка по высоте звукового тона определял напряже­ние той или иной части конструкции1.

Российские инженеры зачастую решали не только технические, но и чисто дизайнерские вопросы — комфортабельность, стиль, внешний вид. Технические новации пытались приспособить к повседневным нуждам. Физик Б.С. Якоби создал электродвигатель и несколько типов телеграфных аппаратов, П.Н. Яблочков занимался системами электри­ческого освещения. Из оригинальных технических сооружений стоит отметить и самолет А.Ф. Можайского, изобретенный в 1881 г.

Авиация становилась приметой нового, XX в. Журнал «Вокруг све­та» описывал перелет из Петербурга в Москву. На показательные выступления летчиков собиралось множество зрителей. В 1910 г. кон­структор И.И. Сикорский, служивший в авиационном отделе Русско-Балтийского вагонного завода (ему был 21 год), поднял в воздух свой первый самолет. А спустя три года Николай II уже осматривал первый в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь», похожий своими обводами на корабль. Название «воздушный корабль» привилось. Сле­дующий самолет Сикорского — «Илья Муромец» — взлетел в 1914 г. Летом на нем совершили перелет из Москвы в Киев с промежуточной посадкой.

1 См.: Хан-Магомедов СО. Архитектура советского авангарда. М., 1996. С. 49.

«Полностью застекленная кабина экипажа стеклянной дверью от­делялась от пассажирского салона с плетеными креслами, который отапливался выхлопными газами, проходившими по двум стальным трубам. За ним располагались спальня и туалет»1. В один из полетов на борту было 17 пассажиров. Менее 10 лет назад считалось невероят­ным, когда летчик брал с собой одного пассажира, не говоря уже о не­виданном по тем временам уровне комфорта в этом самолете.

В этот период многие технически сложные изделия для массового производства создавались по лицензиям европейских фирм, открыв­ших в России свои отделения: «Мерседес», «Сименс и Гальске», «AEG». В Одессе по лицензии фирмы «Братья Тонет» собирали сту­лья, почти всюду можно было встретить телефоны шведской фирмы «Эриксон», рекламировалась мебель производства «Северной компа­нии» (Стокгольм—Санкт-Петербург). Русские инженеры учреждали и собственные фирмы по изготовлению и продаже патентованных из­делий: бронзового литья, электрической арматуры, нагревательных котлов «системы Шухова», сельскохозяйственных машин.

Всероссийские мануфактурные выставки проводились с 1829 г. В течение почти 100 лет каждое лето проходила Нижегородская тор­гово-промышленная ярмарка, где демонстрировались всевозможные технические новшества: электрический трамвай, электрическое осве­щение. По количеству представленных изобретений — как техничес­ких, так и художественных — одной из крупнейших была ярмарка 1896 г.

Здесь посетители впервые увидели русский автомобиль конст­рукции П.А. Фрезе (в прошлом владельца каретных мастерских) и инженера-конструктора Е.А. Яковлева, основавшего в Санкт-Петербурге в 1889 г. небольшой завод по производству керосиновых и газовых двигателей. И хотя их автомобиль внешне напоминал по­строенный десятилетием раньше Даймлером—Бенцем самоходный экипаж в виде кареты без лошади, все его детали были выполнены на отечественных заводах.

К началу XX в. в России автомобили и коляски с бензиновыми двигателями производили: акционерное велосипедное и механичес­кое общество «Старлей», акционерное общество «Дукс» (велосипеды, мотоциклы, паромобили и автомобили, впоследствии аэросани, ди­рижабли и аэропланы; основатель общества — инженер Ю. Меллер),

1 Колесников П. Первый стратегический // Техника молодежи. 1995. № 1. С. 19.