logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура

те кнопку, мы делаем все остальное». И фотоателье, где когда-то сни­мались на заказ, становится лишь пунктом обработки фотоматериа­ла... Фотоаппараты-мыльницы, да и цифровые камеры сегодня есть почти в каждом доме. Сбылось пророчество немецкого фотокритика Франца Роха, утверждавшего в конце 1920-х гг., что в будущем неуме­ние человека фотографировать будет приравниваться к неграмотнос­ти1. Нечто подобное происходит сейчас с компьютерами. И фотоап­парат и компьютер — инструменты как любительские, так и профессиональные; как творческие, так и чисто технические.

Зарождение и развитие фотоискусства показывает, как технология превращается в искусство, формирующее видение. Эпоха дизайна, эпоха промышленной революции и последовавшие за ней стили ди­зайна и архитектуры запечатлены фотографией.

Фотография в каком-то смысле также проектна, результат зависит от степени планирования, учета многих факторов: как внешних, так и сугубо художественных. Фотография, как и дизайн, — средоточие на­учно-технической, проектной и художественной культуры.

Вопросы и задания

  1. Почему на дагеротипе изображение зеркальное?

  2. Почему на городских фотографиях первой половины XIX в. безлюдно?

  3. Найдите общий принцип в устройстве глаза (человек прищуривается, глядя на солнце) и объектива фотоаппарата.

  4. Для чего нужен был фон в фотоателье?

Литература

Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. М., 2003. Морозов С.А. Фотография среди искусств. М., 1971. Поллак П. Из истории фотографии. М, 1983.

1 См.: Roh F. Mechanism and Expression. Photo-eye. Stuttgart, 1929. P. 14.