logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование 69

диться всероссийские конкурсы рисунков для художественной про­мышленности по разделам: декоративный, ткацкий, набивной, ме­бельный, серебряный. Возникла и форма «частных конкурсов» — по заявкам отдельных производителей. Но в любом случае на конкурс подавались именно графические листы, на которых в различных графических техниках, а также при помощи акварельной отмывки мастерски передавались все нюансы формы, цвета и материала изде­лия. Рисование и проектирование в подобной системе образования были слиты.

Стиль, стилизация, орнамент

Изучение характерных орнаментальных стилей лежало в основе про-ектно-художественного образования в училище. Качество вещи, стиль и мастерство всегда оставались в поле зрения С.Г. Строганова. В статье, опубликованной в журнале «Вестник Европы» (апрель 1826) под псев­донимом «Любитель полезных искусств», он изложил свое понимание задач школы рисования для ремесленников. Во-первых, школа должна быть общедоступной и бесплатной, во-вторых, связанной с конкрет­ным видом ремесла, и, в-третьих, опираться на национальные тради­ции. Считая недопустимым положение, когда творения «чужеземцев» ставятся заведомо выше отечественных и препятствуют развитию соб­ственных начинаний, Строганов писал: «Мы украшаем наши комнаты изделиями французскими, а все механические орудия употребляем ан­глийские. Роскошь делает нас данниками французов, а прихотливая страсть к совершенству покоряет англичанам. <...> Каждый народ мо­жет довести у себя художества до такой степени совершенства, в кото­рой они могут удовлетворять всем общественным его нуждам»1. Под­текст этой статьи — русский народ достаточно талантлив, чтобы создавать удивительные вещи, конкурирующие с лучшими европей­скими образцами. Его школа — лишь необходимый начальный этап, позволяющий хотя бы части ремесленного сословия применить навы­ки рисования к «механическим работам», т.е. за счет воспитания вкуса, чувства пропорций и формы улучшить внешний вид и качество вещи. В 4-м классе училища в 1860— 1870-е гг. 18 часов посвящалось ком­позиции, преимущественно в русском стиле.

Цит. по:Гартвиг А. Указ. соч. С. 135—138.

В музее Строгановского училища была собрана богатая коллек­ция предметов декоративно-прикладного искусства и графических материалов. При составлении текстильного орнамента ученики ис­пользовали музейные экспонаты, орнаменты из древнерусских ру­кописей. Расчленяя их на мотивы, украшали совершенно различные изделия.

«Методически в учебном процессе Строгановского училища отрыв орнамента от формы имел несколько стадий. Сначала он отделялся от своего места в книжном листе и с помощью циркуля переносился в альбом. Далее рисунок орнамента отливался в гипсе, и начинающий декоратор получал урок того, что орнамент не обязательно связан с определенным предметом и может быть выполнен в любом материа­ле. Кроме того, декларировалось, что графический и рельефный, скульптурный орнаменты никаких различий по сути дела не имеют»1. Именно по этому методу к Мануфактурной выставке 1865 г. в Москве учащиеся подготовили рисунки коллекций «по набивной, ткацкой и обойной части», исполненные из орнаментов, почерпнутых в молит­венниках и старопечатных книгах2. Схожие методы использовали при работе с орнаментом и западноевропейские художественно-промыш­ленные школы.

Интерес к национальным традициям был связан с общими тенден­циями в культуре России, распространением славянофильства. Со­бранная Строгановским училищем во время изучения и копирования древностей коллекция (около 1000 экз.) демонстрировалась на про­мышленных и художественных выставках в Москве и Петербурге. На Всемирной выставке в Париже в 1867 г. училище получило три сереб­ряные медали: две — за прикладное художество и техническое препо­давание, а третью — за рисунки и слепки русских древностей. В 1870 г. в технике литографии было осуществлено факсимильное издание со­бранных копий под названием «История русского орнамента с X по XIV столетие по древним рукописям».

На фотографиях различных экспозиций работ учеников Строга­новского училища видно, что выполненные в материале изделия — керамические вазы, посуда, металлические люстры и светильники,

1 Бесчастнов Н.П. История развития школы дизайна МГТА // Библиотека дизайне­ра. Московская школа дизайна: костюм и текстиль. М., 1994. С. 9.

^ См.: Бутовский В.И. Русское искусство и мнение о нем Виолле-ле-Дюка, фран­цузского ученого архитектора, и Ф.И. Буслаева, русского ученого археолога. М., 1879. С 157.

L

70