logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 2

Строгановское училище

и художественно-промышленное образование

Организация и этапы эволюции Строгановского училища

Промышленная революция вызвала потребность в кадрах дизайне­ров и, как следствие, — в художественно-промышленном образова­нии. Уже в 1787 г. в программах, предложенных Советом Академии художеств ученикам 5-го курса, встречались, например, такие зада­ния по классу часового мастерства: «заделать нутрь стенных часов с боем, репетициею и числами». По механическому классу предлага­лось другое, чисто дизайнерское, задание: «заделать карманные уни­версальные часы с удобностию, чтоб каждый без всякого затрудне­ния мог их ставить и употреблять с верностию»1. Однако вскоре «низшие» искусства, связанные с механикой, приборами и т.п., были изгнаны из Академии.

В Европе XIX в. получили распространение доступные для многих рисовальные школы.

Парижская школа рисования, существовавшая с XVIII в., послу­жила прототипом для рисовальной школы в Москве, созданной графом Сергеем Григорьевичем Строгановым. Интересуясь археоло­гией, историей искусства, он, естественно, обращал внимание на ка­чество тех или иных декоративных изделий, на точность и выверен-ность линий, справедливо усматривая корни совершенства в умении мастера рисовать, детально представляя вещь до того, как он ее вы-

1 ГартвигА. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учрежденная в 1825 г. С.Г. Строгановым. Ее возникновение и развитие до 1860 г. М.. 1901. С. 58.

64