logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 47

во время промышленной революции темп изобретательной деятель­ности, ее масштабы возрастают во много раз по сравнению с предше­ствующими столетиями.

Девятнадцатый век обогнал восемнадцатый по числу изобретений, и многими вещами, появившимися на свет в то время, мы продолжа­ем пользоваться и поныне: консервы (1811), метроном (1812), стето­скоп (1815), театральный бинокль (1824), спички (1827), фотография (1826, 1837), лифт (1829), велосипед (1839), почтовая марка (1840), двигатель внутреннего сгорания (1856), швейная машинка (1858), почтовая открытка (1861), телефон, джинсы (1876), кока-кола (1886), граммофон (1888), целлулоидная фотопленка «Кодак» (1889), такси (1896), застежка-молния (1893) и т.д.

Какие-то новинки были чисто компоновочного характера — изоб­ретатель или дизайнер просто взял имеющиеся детали и заново их со­единил. Так ролики от рояля родили роликовые коньки (1760), так по­явились бутерброд — два кусочка хлеба с начинкой (1762) и троллейбус — автомобиль с электродвигателем (1882). Огромный па­роход «Грейт Истерн», построенный в Англии в середине XIX в. по проекту инженера Изамбара Кингдома Брунела, был еще оснащен па­русным вооружением как резервным видом тяги. Это судно — соеди­нение огромного многомачтового парусника из металла с паровой ма­шиной и гигантскими гребными колесами по бокам.

Бывает, что новые веши рождаются чисто организационным пу­тем. Например, такси — это обычный автомобиль в роли извозчика. Какие-то вещи невозможны без более решительной переделки дета­лей и их соединения в работающую конструкцию. К ним относятся вещи — родоначальники целых семейств и классов: телефоны, фото­аппараты, велосипеды, автомобили, самолеты. Инженер, часто сам того не ведая, выполнял и роль дизайнера, поскольку ему предстояло дать новой конструкции некий внешний вид. Иногда внешняя форма выглядела вполне естественно, иногда, как в случае с первым автомо­билем, получалась карета без лошади.

В конце XIX в. велосипед был уже популярным видом транспорта. Упрощение его формы и конструкции стало итогом экспериментов и проб. В архивах патентных бюро сохранилось множество вариантов конструкций и способов использования велосипедов. Тут не только двухколесные, но и трех- и четырехколесные, воздушные и водные ве­лосипеды, велодрезины для железнодорожных рабочих, велосипеды с ручным приводом.

А начиналось все с двухколесных деревянных самокатов. В 1801 г. крепостной крестьянин Ефим Артамонов приехал на своем двухколес­ном железном «коне» из Екатеринбурга в Москву на коронацию Алек­сандра I. Получил вольную и уехал обратно. В 1817 г. в Германии Карл фон Дрейс соединил перекладиной два колеса, стоящие друг за дру­гом. Сидя верхом, можно было передвигаться, отталкиваясь поочеред­но ногами. Такой экипаж использовался для развлечений и получил название «hobby-horse» — конек. Шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан в 1839 г. разъезжал на изобретенном им металлическом ве­лосипеде с кривошипно-шатунной передачей.

Рис. 9 Посадка на велосипед «паук». 1879

Первые велосипеды с вращающимися педалями появились во Франции, а в 1860-х гг. получили распространение велосипеды с ог­ромным передним колесом, известные в России под названием «па­ук», а в Англии — «penny-farthing» (четверть пенни). Их пропорции диктовались функциональными особенностями. Скорость передви­жения зависела не только от быстроты вращения педалей, но и от раз­мера колеса. Большое колесо за один оборот проезжало большее рас­стояние. Диаметр колеса, определяемый скоростью, при которой велосипед обретал устойчивость, а также длиной ног велосипедиста, достигал 120—130 см. Велосипедист, таким образом, сидел на высоте около полутора метров. Для того чтобы оседлать машину, требова­лось разогнать ее, а затем по сту­пеньке над задним маленьким колесом быстро вскочить на ходу на сиденье, поймав ногами вра­щающиеся педали (рис. 9). В ав­стрийской армии была даже предпринята попытка создать специальные велосипедные вой­ска на «пауках».

На смену этой конструкции в 1870-е гг. пришел велосипед Джона Кемпа Старли из Ковентри. Наиболее удачная его модель — «Ровэр» (1885) — предшественник современного велосипеда. В ней были усо­вершенствованы некоторые элементы. Во-первых, педали, закреп­ленные на оси ведущего колеса, заменила цепная передача. Это поз­волило уменьшить диаметр колес, сделать их равными и опустить седло. Посадка стала более удобной, безопасной. Во-вторых, вместо стальной дуги Старли установил ромбовидную раму. Причем с нача-