logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 4. Германия — страна функционализма

237

дизайнерские проблемы начинали отходить на второй план. Усилива­лось давление со стороны враждебных школе политических сил. Она казалась слишком радикальной в социальном смысле. 5 декабря 1968 г. Ульмская школа закрылась.

Однако идеи ее живут. Выпускники школы преподают более чем в 50 учебных заведениях в Германии и за рубежом. Выпускник школы Ганс Рерихт, бывший ученик Ульма, прославился своими проектами мо­дульной керамической посуды и табуретом на полусферической опоре, на котором можно сидеть «стоя». Многие дизайнерские проекты были бы невозможны без опыта этой школы, ставшей уже легендой дизайна, а разработанные ею принципы оказались универсальными и широко применяются в промышленности. Как, например, идеи системности и функционального анализа, которые Гугелот использовал в создании знаменитого диапроектора «Кодак» с вращающимся барабаном.

Дитер Рамс и стиль компании «Браун». Идеал дизайна 1960-х гг.

В послевоенной Германии рынок был готов к приятию функциональ­ного стиля. Этот стиль воплощал веру в то, что общество можно сделать более совершенным с помощью развития массового произ­водства товаров для «лучшей жизни», основанного на по-настоящему функциональных проектах. Цель дизайна, как она понималась в Уль-ме, — привнести порядок в кажущийся хаос промышленных товаров, так, чтобы их назначение и способ использования были поняты по­требителем. Чтобы достичь этого, отбрасывается второстепенное и выделяется главное в компоновке, функциональной структуре и фор­мальной композиции вещи. Но что именно важно, а что неважно — решает дизайнер и результат предоставляет пользователю с позиций своего понимания вещи, культуры, потребителя.

Дитер Рамс — автор оригинальной и последовательной концепции дизайна электробытовых приборов компании «Браун». Ее владельцы уже в начале 1950-х гг. понимали, что качественный дизайн — важный элемент коммерческой стратегии. С 1955 г. с компанией стали сотруд­ничать сначала Ганс Гугелот, уже преподававший в Ульме и особое внимание уделявший инженерно-конструкторской стороне дизайна, а затем и Дитер Рамс. За 30 лет Рамс спроектировал более 500 изделий. В 1961 г. он был назначен директором дизайн-бюро, а в 1988-м — гене-

ральным уполномоченным компании. Благодаря ему дизайн «Брауна» для многих стран стал образом «хорошего дизайна».

Прежде всего Рамс ввел в радиотехнику более светлую гамму, отка­зался от тяжеловесных темных ящиков с лакированной поверхностью, накладными металлическими полосками и затянутым тканью репро­дуктором. Среди его первых проектов радиоаппаратуры — радиола со светлым деревянным корпусом, белой панелью и белой металличес­кой крышкой, которую из-за вибрации пришлось заменить прозрач­ным полистироловым колпаком (из-за этого колпака журналисты прозвали радиолу «гроб для Белоснежки»). За ней последовали и дру­гие удобные, стильные и качественные приборы: тепловентиляторы, электрические часы, портативные проиг­рыватели для грам­пластинок (предше­ственник нынешних портативных плееров

для CD), бритвы, ко-

. D Рис.62

феварки и утюги. Все д рамс Блочно.модульная аудиосистема.

формы имели прямо- Портативный проигрыватель и

угольные очертания радиоприемник. 1959

со слегка скругленными углами. Как будто лист пластика оборачивал­ся вокруг начинки, вставлялись передняя и задняя стенки — и вещь закончена. Эта концепция формообразования, связанная с блочно-модульными принципами (рис. 62), а также сформулированные Рам­сом принципы «хорошего дизайна» («хороший дизайн» — незамет­ный и честный, это минимум дизайна; он долговечен, экологичен и инновативен1) оказались универсальными.

Развивая свою концепцию, Рамс включил в число функций вещи, помимо чисто инструментальных, и психологические. «Надо осозна­вать, что у вещи есть и психологические функции. Она должна разъ­яснять себя и быть легко понятной»2.

По модели компании «Браун» строят свою производственную, ди­зайнерскую и рекламную стратегию «Ровента» и «Тефаль». В 1980-х гг.,

'См.:Rams D. Omit the Unimportant // Design Discourse. History. Theory. Criticism / Ed. V. Margolin. Chicago; London, 1989. P. 111-114.

2 Rams D. Funktioneles Design ist eine Zukunftausgabe // Design—Dasein: Exhibition catalogue. Hamburg, 1987. S. 155.

238