logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 4

Германия - страна функционализма

Традиции немецкого дизайна

Традиции функционализма всегда были особенно сильны в Германии. Функционализм в дизайне пропагандируется как национальное до­стояние. В технике, производстве культивируется особое отношение к дизайнерскому качеству, безопасности, производственной техноло­гичности, экономичности производства, удобству пользования.

Уважительное отношение к технической вещи было заложено еще в XIX—XX вв. трудами Г. Земпера, Ф. Рело, Г. Мутезиуса. Сложилось понимание того, что новая техническая вешь обладает собственной выразительностью, основанной на правде материала и выраженной функциональности. Благодаря наследию «Баухауза» немецкий дизайн традиционно был связан с модернизмом, с ориентацией на минима­лизм выразительных средств.

Во времена Третьего рейха развитие дизайна прервалось. Вся про­мышленная мощь была направлена на производство вооружения. В ар­хитектуре преобладали неоклассика, гипертрофированные по своим размерам интерьеры, во всем доминировал имперский стиль. Счита­лось, что творчество «Баухауза» чуждо немецкому духу, что вещи долж­ны отражать «здоровое, присущее немецкому народу чувство формы»1.

В годы послевоенной реконструкции, особенно в западных секторах Германии, под влиянием американских оккупационных войск, а также благодаря новой власти культура, в том числе и дизайнерская, вернулась в русло европейского модернизма и далее — интернационального стиля.

1 См.: Lindinger H. Germany: The Nation of Functionalism // The Dominion of Design. History of Industrial Design. 1919-1990. Milan, 1991. P. 92.

234