logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 5. Дизайн на французский манер

249

проектировал наручные часы по заказу фирмы «Липп». Изучив состо­яние производства на фирме и рынок, Таллон пришел к выводу, что отдельная модель часов не изменит кризисную ситуацию со сбытом. Часов выпускается много и разных моделей, но производители никак не учитывают вкус конкретных людей, специфику их профессиональ­ной деятельности. В результате была разработана серия моделей ча­сов, ориентированных на реальные потребительские группы: бизнес­менов и спортсменов, людей рациональных и эмоциональных, мужчин и женщин, молодежь и людей старшего возраста. В техноло­гичной, слегка смягченной скульптурной форме этой серии отчетли­во проявлялся почерк бюро Таллона.

В 1973 г. Таллон открыл мультидисциплинарное дизайн-агентство, получившее название «Дизайн-программы». Той же комплексной стратегией проектирования придерживались и другие дизайн-студии: студия Виньелли в Нью-Йорке, «Техне» в Париже, дизайн-студии в Лондоне (в английском языке для обозначения такой деятельности обычно используется термин «consultancy». Консультационно-про­ектное бюро — распространенный тип организации дизайнерских

служб во всем мире).

Таллон получил известность не столь­ко как изобретатель формально-компо­зиционных новшеств, сколько благодаря

.'тш».,-:*.tx-tju—/ последовательности и комплексности

Рис. 67

Р. Таллон. Городской автобус и

вагон (по заказу управления

железных дорог Франции)

стратегии проектирования. По заказу уп­равления железных дорог Франции он проектировал интерьер и экстерьер же­лезнодорожного вагона поезда «Corail» и сверхскоростного поезда TGV, переделал карту железнодорожных линий Фран­ции. Для Парижа разработал модульный городской автобус «Urbus» с низкими ко­лесами и низким полом, вагон метро (рис. 67).

В 1984 г. агентство Таллона объедини­лось с дизайн-студией Пьера Пулена «ADSA и партнеры».

Проектируя те или иные изделия,

убежден Таллон, дизайнер должен учитывать интернациональный ха­рактер производства и потребления, а также систему принятия реше-

ний в деловом мире, поскольку он предлагает не просто новую форму, но стратегию развития производства1. Роже Таллон творит интерна­циональный дизайн в духе Ульмской школы на французский манер.

Филипп Старк и его философия дизайна

Филипп Старк — один из наиболее влиятельных современных дизай­неров. Среди его проектов — приемная в стиле хай-тек в Елисейском дворце, выполненная в 1992 г. по заказу президента Франции Франсуа Миттерана, и модный Royalton Hotel в Нью-Йорке, ставший образ­цом для гостиниц такого класса.

Отец Старка — скромный авиационный инженер, принимавший участие «в грандиозном и непрекращающемся приключении фран­цузского авиастроения», и его сын, по собственному признанию, «обязан всем духу и гению французского инженерного дела»2. Старк не получил специального дизайнерского образования. Его взгляды на дизайн сформировались благодаря жизненному опыту, постоян­ному рисованию всевозможных устройств, изучению архитектуры. Первый складной стул «Франческа» он спроектировал в 1968 г. В 1969-м он стал арт-директором у Пьера Кардена. Созданный им в 1985 г. для кафе «Costes» трехногий стул произвел настоящую сенса­цию, было продано 400 тыс. экземпляров. Идею этого популярного стула Старк шутливо объяснял тем, что хотел облегчить жизнь офи­циантам, которые все время цепляются за ножки стульев, разнося на­питки и блюда.

Старк проектирует отдельные модные изделия для итальянской фирмы «Алесси», оригинальную зубную щетку, оправу для очков, в которой конструкция шарнира позаимствована у ключицы, соковы­жималку для цитрусовых, похожую на модель инопланетного кораб­ля. Он создает вещи, которые, кажется, появились из мира научной фантастики. Вдобавок эти изделия имеют неожиданные имена: стулья «Dr. No», «Lord Yo» и «Dr. Glob», радиоприемники «La-la-la» или «Moa-moa», щетка «Excalibur», мотороллер «Lama», электрический чайник «Hot Bertaa».

1См.: Design programmes: l'ouverture // Cree. 1974. № 28. P. 38—43 (интервью глав­ ного редактора журнала с Р. Талоном).

2 Morgan C.L. Starck. N.Y., 1999. P. 38.

250