logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности

Литература

Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. М., 1987.

Воронов Н.В. Российский дизайн. М, 2001. Т. 2. Гл. 8, 9, 10.

Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987—2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности. М., 2002.

Соловьев Ю.Б. Советский дизайн. Итоги и проблемы. 1962—1982//Техни­ческая эстетика. 1982. № 4.

Художественное конструирование в СССР. 1976—1980: Обзор / Под ред. Ю.Б. Соловьева. М., 1982.

П. Беренс. Латунные электрические часы для «AEG». 1910

Ложка и вилка.

Дорожный прибор.

Германия, XVII в.

Вилка и нож с откидными «ножками» Германия, XVII в.

Орнамент на рукавах народного костюма

Техническая эстетика. Обложка журнала. 1977. На обложке — фрагмент проекта А.П. Ермо­лаева, Т.С. Рубцовой, А.В. Си­моновой «Конструктор "Эпо-кси"» (Экспериментальное пропедевтическое оборудова­ние для сюжетно-ролевых игр). 1976

Коллектив авторов под

рук. Д.А. Азрикана и Д.Н. Щелкунова. Дизайн-программа «Союзэлектро-прибор» — система электро­измерительной техники, со­стоящая из унифицированных

блоков приборов, рабочих мест и решения производст­венных помещений и графи­ческой части корпоративного стиля. 1980—1981

ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). Автомобиль «Макси». 1967

Дипломный проект студента Нижегородского

архитектурно-строительного университета

М. Ефремова. Самолет вертикального взлета и

посадки. Руководитель проф. О. Орлов. 2004

Дизайн-бюро «Новые транспортные

технологии». Пригородный электропоезд

ЭМ-4 «Спутник». 2002—2004

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дизайн и инновации

Трудно исследовать динамику развития, когда конечная точка нахо­дится в бесконечности. История дизайна — лишь фрагмент обозри­мого исторического периода.

Особенно сложно рассматривать материал актуальный, да еще в такой период, как перелом тысячелетий.

В конце 1980-х гг. в мировом дизайне складывалась установка на инновационность. Дизайн становился генератором инноваций, в том числе и технико-технологических1. Новизна, формально-композици­онное или технологическое отличие каждой следующей разработки, наличие философского подтекста рассматривались как условие пол­ноценного функционирования дизайна.

Все дизайнерские инновации имели социальную природу, считает К. Леман, оценивая учреждение в 1987 г. Европейской премии в обла­сти дизайна. Изделие дизайна — лишь конечный продукт, базирую­щийся на историческом развитии идей2. В том числе и идей формаль­но-композиционных. По образу вещи мы часто определяем ее временную принадлежность.

В 1990-х гг. в ряде изданий и устройстве выставок был использован принцип группировки материала по формально четко различимым стилям и направлениям, как когда-то это делал Эль Лисицкий. По­добное выделение микростилей позволяет не придерживаться одной концепции, а разнообразить культурный ландшафт дизайна.

'См.:Тимофеева М.А. К проблеме инновации в зарубежном дизайне // Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Творческие направления в современном за­рубежном дизайне. М., 1990.

2 См.: Там же. С. 13.

290

Заключение

Дизайн и инновации

291

В ежегоднике 2003 г., составленном участником выставок группы «Мемфис» Каримом Рашидом (Лондон), снова представлен веер сти­лей и направлений. На сей раз предложены такие «этикетки»: «Футу-ретро», «Неокич», «Феномены», «Органика», «Приукрашивание», «Многосложность», «Минимум», «Техно».

Ежегодник насыщен довольно странными вещами, само назначе­ние которых нередко можно прояснить, только прочитав подпись. Пластиковая объемная форма, что-то вроде подлокотника, — для бо­лее удобного лежания на траве. Белый угловатый объект размером с квадратный диван, но треугольной формы с тремя углублениями — своеобразный шезлонг для троих. К многим предельно простым крес­лам или сиденьям пристроены небольшие столики для портативного компьютера. Появилось гораздо больше вещей самодостаточных, са­мостоятельных, вещей-технологий.

Англичанин Том Диксон экспериментирует с нитями расплавленного пластика. В зависимости от цвета и толщины пластикового шнура полу­чается то блюдо для фруктов, то стул. Подвесной светильник над обеден­ным столом Карла Отто Платца из Германии совсем непохож на люстру. Фактически это горизонтально подвешенный лист толстого прозрачного пластика с впаянными внутрь маленькими светодиодами. Динамики сте­реосистемы, придуманные японским дизайнером Хироюки Мацусима, раскачиваются, как травинки на тонких ножках, прикрепленные к полу­сферической подставке. Появились предметы, облик которых напомина­ет коллаж, комбинацию из уже готовых технических элементов-загото­вок. В них нет ни корпуса, ни начинки, иногда отсутствуют даже органы управления — лишь дистанционный пульт с кнопками.

Кажется, что дизайнеры состязаются с декораторами научно-фан­тастических фильмов.

Какие-то вещи напоминают изделия Филиппа Старка. Получается, что его дизайн, когда-то воспринимавшийся как отказ от дизайна и проповедь не-вещей для не-потребления, радостно привился как новая стилевая органическая система. На основе некоторых модных тенден­ций сформировался своеобразный канон дизайна начала 3-го тысяче­летия, дизайна, отбросившего узнаваемость родовой принадлежности вещей.

Основным формообразующим элементом во многих изделиях ста­новится плоскость, поверхность, структура, даже ткань. Однако эти ткани обладают необычными свойствами: они жесткие, полупрозрач­ные, термостойкие, эластичные и необыкновенно прочные. От угло-

ватости интернационального стиля мы приходим к почти повсемест­ной антропоморфности, биоморфности форм-оболочек.

Эксперименты в дизайне 1960-х гг. уже были интернациональны­ми. Вернер Пантон, датский дизайнер-мебельщик, экспериментиро­вал с мягкими, текучими формами. Раковинообразный стул, спроек­тированный Пантоном, выполнен из пластмассы методом экструзии, поскольку такую форму можно изготовить с помощью только такой технологии и только из такого материала. Подобные раковинообраз­ные формы встречались в мебели Гарри Бертойя, выполненной из ме­таллической сетки.

В конце 1950-х Эро Сааринен экспериментирует с бионическими формами — стул «151» из стеклопластика на литой алюминиевой под­ставке, стул как раскрывшийся цветок. Продолжение темы — детские стулья «Kartell» Саппера и Занузо. Во всех перечисленных проектах сиденье и опора представляют две отдельные детали. У Пантона это всегда единая форма.

Текучие формы пластмасс ассоциировались у многих с будущим. Крупные формы-оболочки использовали, например, в декорациях к фильму Стэнли Кубрика 1968 г. «2001: Космическая одиссея». Для со­здания необычной атмосферы он использовал мягкую мебель Оливье Мурга.

Все эти примеры воплощали эстетику «softline»: скругленные углы, единая форма, образующая и сиденье, и опору. Уже в 1968 г. на вы­ставке «Визиона» в Кельне демонстрировался революционный инте­рьер Пантона, в котором не было ни мебели, ни стен как таковых, но единая мягкая поверхность, своими изгибами формировавшая сиде­нья, полки, столы и т.д.

Деление на национальные модели было весьма условным уже в конце XX в. Любой журнал благодаря Интернету имеет выход на не­ограниченное число читателей. Любая дизайн-идея мгновенно стано­вится достоянием дизайн-сообщества. Национальный контекст то исчезает, то вновь возникает на интернациональном уровне как ори­гинальный художественный опыт всех стран.

Недавно вышедшая книга под редакцией А. Матвеева и В. Са­мойлова, выпускников Уральской школы дизайна, посвященная русскому промышленному дизайну1, целиком составлена из создан-

1 Промышленный дизайн. Создано в России (на русском и английском языках) / Под ред. А. Матвеева, В. Самойлова. М.; Вильнюс, 2004.

292

Заключение

ных при помощи компьютера проектов. Эти проекты близки друг другу безукоризненностью техники, моделировкой и сложной гео­метрией поверхностей, плавной скругленностью и пластичностью форм.

Дизайн начала 3-го тысячелетия более чем когда либо опирается на художественное творчество, на опыт современного искусства, на развитие эмоционально-образной составляющей. Поэтому так акту­альна книга Е.В. Жердева «Метафорическая образность в дизайне»1. Современным технологиям доступно практически все. Ткань превра­щается в экран для меняющегося орнамента или информационных сообщений; объем и вес вещи исчезают, и остаются лишь полезные эффекты; вслед за модой, которая стала уже частью того или иного стиля жизни, а не только одеждой, дизайн активно вторгается в мане­ры и формы поведения людей. Поворот современного искусства в сторону видеоарта и видеоинсталляций сказывается на интересе ди­зайнеров к соединению вещественного, предметного и виртуального.

Жердев Е.В.Метафорическая образность в дизайне. М., 2004.

СТИЛИ И СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ XX в.

Абстрактное искусство — беспредметное нефигуративное искусство, отрицающее категорию изобразительности. Его выразительные средст­ва опираются не на подобие реальных форм, а на комбинации и ритмы цвета, геометрических или свободно текущих форм, пятен цвета, соче­тания фактур. Рассматривалось как следующий шаг после кубизма.

Авангард — центральная мировоззренческая установка «некласси­ческого» искусства, связанная с отрицанием традиционных смыслов и ценностей культуры. Включает несколько направлений изобрази­тельного искусства и дизайна: кубизм, футуризм, супрематизм, при­митивизм и т.д.

Ар деко — сложная смесь социокультурных факторов, формально-композиционных приемов, тенденций, стилистических признаков, характерных для европейского и американского дизайна в период между двумя мировыми войнами. С одной стороны, в нем есть отго­лоски кубизма, коммерческое использование модернистских экспе­риментов начала XX в., впечатления от дягилевских «Русских сезонов» и археологических находок в Египте, использование стили­стики и достижений «Баухауза». С другой — этот термин стал обозна­чением стиля салонов, роскошных дорогих интерьеров, созданных французскими дизайнерами в середине 1920-х гг.

Архитектон — термин, придуманный К. Малевичем для обозначе­ния оригинальных скульптурно-архитектурных моделей, основанных на внедрении принципов формообразования супрематизма в объем­ные сооружения.

Аэростиль — характерная тенденция в коммерческом американ­ском дизайне 1930-х гг., связанная с преобладанием обтекаемых форм сложной кривизны не только в транспорте, но и в бытовых изделиях.

294

Стили и стилевые направления в искусстве и дизайне XX в.

Стили и стилевые направления в искусстве и дизайне XX в.

295

Дадаизм — авангардное художественное направление начала 1910-х гг., связанное со смешением контекстов, зашифрованностью художественного языка, коллажностью, предъявлением реальных предметов как объектов искусства, предшественник поп-арта.

«Де Стиль» — стиль группы голландских художников и архитекто­ров, возникшей в 1917 г. Участники группы искали равновесия и гар­монии искусства и жизни на основе комбинаций простейших прямо­угольных геометрических форм.

Импрессионизм — передача эмоциональных впечатлений от состояний природы, разложение цвета на составляющие мазки чис­тых цветов, отказ от академических традиций искусства в пользу сю­жетов, взятых из повседневной жизни.

Кинетизм (кинетическое искусство) — вид пластического искусства, родившийся в XX в., в котором основным средством художественной выразительности служит движение: равномерное или прерывистое, ре­альное или иллюзорное, циклически повторяющееся или непредсказу­емое. Мобильные или трансформирующиеся формы приводятся в дви­жение электромотором, потоками воздуха или вручную. Как правило, подобные объекты являются интерактивными, допускающими вмеша­тельство зрителя. Принципы кинетического искусства широко приме­няются в рекламе, скульптуре и электронных устройствах.

Кич — характеристика предметов, сочетаний элементов, форм и цве­тов в вещах, отличающаяся стихийностью, безвкусием, наивностью.

Конструктивизм — концепция формообразования и влиятельное творческое направление в советских архитектуре и дизайне, сложив­шееся в 1920—1922 гг. Характеризуется преувеличенным вниманием к структурной, рациональной, модульно-геометрической составляю­щей формы. Наибольшее развитие получила сфера графического ди­зайна.

Концептуализм (концептуальное искусство) — направление в миро­вом искусстве 1960—1970-х гг. В нем объединяются процесс творчест­ва и процесс его исследования, продукт — идея, документация. Это си­стема умозрительных представлений и понятий, позволяющих отнести тот или иной объект к сфере искусства; построение игровой парадоксальной умозрительной ситуации со своими правилами.

Кубизм — влиятельное стилевое направление в визуальных искус­ствах начала XX в. Одна из его художественных задач заключалась в

разложении объемных форм видимого мира на основные геометриче­ские элементы. Сдвиги, наложения, комбинации элементов форм предметов должны были передать впечатление одновременности вос­приятия объекта с различных сторон. Характеризовался также вклю­чением в произведения самых разнообразных живописных фактур и механически обработанных поверхностей, элементов реальной печат­ной продукции (коллаж).

Модерн — стиль в пластических искусствах, в том числе в дизайне и архитектуре в конце XIX — начале XX в. В нем отразились философ-ско-эстетические утопии символизма, попытка постичь тайны миро­здания. Характеризовался использованием плавных, упругих линий, интересом к орнаменту, целостным проектированием среды.

Модернизм — совокупность авангардных творческих течений и на­правлений в различных видах искусства и дизайна в начале XX в., ху­дожественная идеология, эстетика, опирающаяся на ценности совре­менной художественной свободы и индивидуальности. Искусство приобретает интернациональный характер, значение местных школ снижается.

Оп-арт — использование научных исследований и закономернос­тей зрительного восприятия с целью создания иллюзорных образов движения на основе геометрических форм, разнообразных растровых систем, муаров.

Поп-арт — направление в искусстве, дизайне, в том числе графи­ческом, в котором банальные повседневные предметы (обычно ко­миксы, дорожные знаки, консервы, гамбургеры) или известные личности (фигуры популярных певцов, политиков и т.д.) использова­лись как объекты в произведениях и нередко буквально физически помещались в картины и инсталляции. В значительной степени бри­танский и американский культурный феномен 1950—1960-х гг.

Постмодерн, постмодернизм — художественная и культурная идео­логия второй половины XX в., призывающая к коррекции идеологии модернизма. Постмодернизм смягчает жесткость проектных устано­вок модернизма, выражавшихся в стремлении спроектировать весь мир заново, допускает в искусство, дизайн и архитектуру юмор, исто­рические цитаты и элементы массовой культуры.

296

Стили и стилевые направления в искусстве и дизайне XX в.

Стайлинг — стратегия американского коммерческого дизайна 1930—1960-х гг., связанная с созданием современных, модных, понят­ных потребителю и выразительных форм промышленных изделий.

Супрематизм — авторская творческая концепция К. Малевича, но­вая космогония искусства, глобальное переустройство мира на осно­ве геометрических элементов — плоскостей, окрашенных чистым цветом, парящих в бесконечности белого пространства. Символ су­прематизма — картина Малевича «Черный квадрат» (1915).

Сюрреализм — направление, выросшее из дадаизма, вне- или сверхреальность, символическое выражение неосознанных желаний в форме комбинаций визуальных образов-символов, парадоксальные сочетания смыслов в произведениях изобразительного искусства, рекламе, модных изделиях.

Функционализм — общая тенденция мирового дизайна 1950— 1970-х гг., проявилась в минимуме декора во внешней форме, в неза­метности дизайна, в действительных, а не мнимых свойствах вещей, максимально учитывающих человеческий фактор, эргономику, удобство пользования. Термин стал использоваться и с некоторой стилевой окраской, иногда как одно из проявлений интернацио­нального стиля.

Футуризм — направление в искусстве начала XX в. (1909—1920-е гг.), охватившее литературу и живопись, скульптуру и архитектуру, фото­графию, кино и театр, дизайн и моду. Основная идея — передача всего комплекса динамических ощущений современной жизни нетрадици­онными сочетаниями и приемами художественной выразительности, взятыми из различных видов искусства.

Хай-тек — стилевое направление в мировом дизайне и архитектуре 1970-х гг., связанное с предъявлением через форму и конструкцию изде­лий и сооружений совершенного качества отделки, передовых промыш­ленных технологий, точности стыковки деталей, применением в уст­ройстве жилой среды узлов, конструкций и деталей, используемых в промышленности, торговле и на транспорте. Отличается обилием ме­таллических поверхностей с различной фактурой, преобладанием ахро­матической гаммы изделий, контрастным сочетанием черного и белого.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Путешествие в мир дизайна