logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности

Промышленная революция: конструирование, массовое производство и эстетика машин

Литература

Глазычев В.Л. Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве. М., 1989.

Персам Р. Краткий экскурс в историю антиквариата. Часы. М., 1997.

Пипуныров В.Н. История часов с древнейших времен и до наших дней. М., 1982.

Рождение времени. История образов и понятий: Каталог выставки. Мюн­хен, 2000.

Рубец А.Д. История автомобильного транспорта в России. М., 2003.

Массовое производство и мануфактуры

Зарождение дизайна всегда связывают с индустриализацией и меха­низацией производства, обусловленными промышленной революци­ей в Британии в середине XVIII — первой трети XIX в. Промышлен­ная революция — это прежде всего внедрение в процесс производства станков. Это замена уникальных движений ремесленника воспроиз­водимыми, повторяющимися движениями машины.

Первыми машинами, заменившими ручные операции, были ткац­кие станки на мануфактурах. В движение все эти механизмы приво­дились либо животными, либо водяными колесами. В начале XIX в. был изобретен механизм для автоматизации ткацкого процесса, воз­никли перфорированные карты, на которых информация об узоре, выполняемом на жаккардовом станке, записывалась пробивкой от­верстий.

Еще одна особенность промышленной революции — развитие массового производства, требовавшего механизации и упрощения технологий. В дальнейшем фабрики развивались в сторону все боль­шей оптимизации, рационализации процессов, разделения техноло­гических операций, применения паровых машин для приведения в действие все более совершенных обрабатывающих станков.

Традиционно наиболее точными областями производства были ювелирное дело, изготовление часов, механических и оптических приборов, измерительной техники. После изобретения печатного станка и наборного металлического шрифта к ним присоединилась и полиграфическая техника. Причем по степени массовости изготовле-

L

36