logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Часть I

Дизайн и зарождение проектной деятельности

Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей 11

Определение дизайна 11

Кто же первый дизайнер? 14

Вещь как инструмент 15

Вещи как связующее звено между людьми 17

Протодизайн и технология. Плетенки и шарниры 18

Вопросы и задания 21

Литература 21

Глава 2. От канона — к началам проектирования 23

Канон, ремесло и функциональные факторы 23

Картина мира и создание механизмов 28

Вопросы и задания 33

Литература 34

Глава 3. Промышленная революция: конструирование,

массовое производство и эстетика машин 35

Массовое производство и мануфактуры 35

Проект Петра I 36

Всемирные выставки и Хрустальный дворец 39

Транспорт и связь — рационализация и инфраструктура .. 43

298

Содержание

Содержание

299

Изобретательский бум 45

Красота в технике 48

Вопросы и задания 52

Литература 52

Сказочный стиль в русском модерне 91

Модерн и интерьер, европейский вариант 94

Вопросы и задания 98

Литература 98

ЧАСТЬ II

Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура

Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция

видения 55

Рождение фотографии 55

Первые шаги фотоискусства. Фотоателье как театр

и галерея 57

Массовая фотография. Фотография как визуальная

память 60

Вопросы и задания 62

Литература 62

Глава 2. Строгановское училище и художественно- промышленное образование 63

Организация и этапы эволюции Строгановского

училища 63

Рисунок как центральная художественная

дисциплина 65

Стиль, стилизация, орнамент 68

Вопросы и задания 72

Литература 72

Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание» 73

Общие признаки стиля 73

Предыстория стиля 75

Расцвет стиля. Композиция интерьера и

«мелочи жизни» 77

Модерн и функционализм. Создание «Веркбунда» 81

Вопросы и задания 84

Литература 84

Глава 4. Русский модерн: поиски стиля 85

Дизайн и техника 85

Неорусский стиль как предшественник модерна 89

ЧАСТЬ III

Дизайн и авангардное искусство XX в.

Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)

и концепция динамической формы 101

«Измы» XX в. и дизайн 101

Идеи футуризма 103

Футуризм, театр и предметно-пространственное

творчество 105

Будетлянские книги, или Лаборатория графического

дизайна 106

Вопросы и задания 110

Литература 110

Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда

на геометрию 112

Концепция супрематизма и предметный мир 112

От УНОВИСа — к ГИНХУКу. Школа и научно-художествен­ ные эксперименты 114

«Де Стиль»: особенности пластического языка. Универсальность графического и объемного

формообразования 118

Вопросы и задания 123

Литература 123

Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение» .... 124

Что такое конструктивизм? 124

Абстрактные конструкции — первый этап формирования

концепции конструктивизма 125

Проект памятника III Интернационалу 129

Теория конструктивизма 132

Конструктивизм — ранний функционализм 136

Вопросы и задания 139

Литература 14°

300

Содержание

Содержание

301

ЧАСТЬ IV

У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна как профессиональной деятельности

Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы 143

От экспрессионизма — к дисциплине форм 143

Дессау: институт промышленного дизайна 148

Вопросы и задания 152

Литература 152

Глава 2. Московский ВХУТЕМАС — школа

конструктивизма 153

История школы 153

Пропедевтические курсы 154

Проектирование как профилирующая дисциплина 157

Культура вещи и культура материала 160

Вопросы и задания 163

Литература 164

Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. в Париже 165

Экспозиция 165

Одежда и ткань 168

Графический дизайн, реклама и торговля 171

Мебель 173

Вопросы и задания 175

Литература 175

Глава 4. От ар деко до аэростиля 176

От кубизма — к функционализму 176

Промышленный дизайн 180

Пионеры обтекаемых форм 182

Вопросы и задания 185

Литература 185

Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг. 186

Дизайн и общество 186

На переломе стиля 187

Метро 189

Транспортный дизайн и аэродинамика 190

Уникальные объекты: «Максим Горький» и

ОСГА-25 193

Быт и городской дизайн 194

Вопросы и задания 196

Литература 196

ЧАСТЬ V

Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности

Глава 1. Скандинавский функционализм 199

Эстетика дома 200

Традиционные и новые материалы 201

Лучшее для большинства 202

Вопросы и задания 205

Литература 205

Глава 2. Дизайн США: искусство, наука, технология

и коммерция 206

Первое поколение дизайнеров — чародеи формы 206

«Американская мечта» и автомобиль 211

1950-е годы: «золотой век» дизайна 214

Искусство, наука и технология как источник идей и форм

в дизайне 217

Вопросы и задания 221

Литература 221

Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества 222

Музей дизайна 222

Дизайн: проблемы организации деятельности 223

Образцы британского дизайна 225

От поп-арта до «нового» дизайна 227

Дизайн-студии: новые идеи 230

Вопросы и задания 232

Литература 232

Глава 4. Германия — страна функционализма 233

Традиции немецкого дизайна 233

Ульмская школа 234

Дитер Рамс и стиль компании «Браун». Идеал дизайна

1960-х гг. 236

Системный подход и человеческий фактор 238

302

Содержание

Содержание

303

Вопросы и задания 242

Литература 242

Глава 5. Дизайн на французский манер 243

1950-е годы. Возрождение дизайна 243

Автомобильный дизайн 244

Системный дизайн 246

Филипп Старк и его философия дизайна 249

Вопросы и задания 251

Литература 251

Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид

спорта 252

Послевоенные годы: «Оливетти», «Фиат» и другие 252

Изобретательность и технология формообразования 256

Предмет и пространство: умные вещи 258

Авангардный дизайн 260

Две стратегии проектирования 262

Вопросы и задания 264

Литература 264

Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная

проектная культура 265

Круговорот традиций и современности 265

Освоение европейских и американских технологий 267

Обретение самостоятельности 269

Стиль, образы и технология постиндустриального

мира 270

Вопросы и задания 273

Литература 274

Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты,

реальность 275

Экспериментальный дизайн транспорта 276

Мебель и жилище: реальность и проекты 279

Дизайн в государственной системе 282

Конгресс ИКСИД (ICSID) в Москве 283

Системный дизайн 284

Вопросы и задания 287

Литература 288

Заключение Дизайн и инновации

Стили и стилевые направления в искусстве и дизайне XX в

289

293

Учебное издание

Лаврентьев Александр Николаевич ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Учебное пособие

Редактор Н. Я. Марголина Корректор Т. А. Горячева

Художественное оформление Н.Д. Горбуновой Компьютерная верстка С. С. Востриковой

Подписано в печать 21.08.2006. Формат 60x90/16.

Печать офсетная. Гарнитура NewtonC. Усл.-печ. л. 19,0+1,0 вкл.

Доп. тираж 3000 экз. Заказ № 4651.

УИЦ «Гардарики»